Социальные сети в Восточной Европе, России и СНГ

Компания J-son & Partners Consulting представляет основные результаты исследования рынка социальных сетей в России, странах Восточной Европы и СНГ.

В обзоре "Социальные сети в Восточной Европе, России и странах СНГ" рассмотрены:

  • Рейтинги социальных сетей
  • Число активных пользователей социальных сетей по странам
  • Прогнозы роста аудитории социальных сетей
  • Прогнозы роста числа пользователей крупнейших социальных сетей
  • Динамика роста аудитории Интернета в анализируемых странах
  • Перспективы коммерциализации социальных сетей в отдельных странах
  • Уровень доходов и менталитет населения отдельных стран.

Популярные социальные сети

По данным J-son & Partners Consulting, в России лидируют социальные интернет-проекты Vkontakte.ru и МойМир@Mail.ru, ежемесячная аудитория которых на конец 2009 года составила 17,7 и 15,6 млн. пользователей соответственно.

Популярные социальные сети
Популярные социальные сети

Источник: J-son & Partners Consulting

В странах СНГ наиболее популярны российские социальные сети Odnoklassniki.ru, Vkontakte.ru и МойМир@Mail.ru.

Проект МойМир@Mail.ru лидирует по числу пользователей в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Молдове, в Белоруссии и Украине первое место занимает Livejournal.com, в Армении - Odnoklassniki.ru. Широкое распространение именно российских социальных сетей обусловлено тесными социальными связями между гражданами СНГ и России, а также популярностью русского языка в этих странах. Также немаловажным фактором является преимущество в уровне качества сервисов и наличии большого количества зарегистрированных пользователей как основной ценности социальных интернет-проектов. Тем не менее, во всех странах СНГ создаются и развиваются национальные социальные сети, но в связи с вышеперечисленными факторами ни одному из этих проектов не удается обойти по популярности российские.

В Восточной Европе, наоборот, самобытность населения и языковая обособленность способствовала развитию социальных интернет-сервисов, ориентированных на население каждой отдельной страны, и, следовательно, имеющих интерфейс на государственном языке. В результате в Польше, Чехии и Венгрии по количеству пользователей лидируют подобные проекты.
Исключением является Румыния - страна Восточной Европы, в которой наибольшее число пользователей социальных сетей приходится на американский проект Hi5.com.

Рынки отдельных стран

В настоящий момент развитие социальных сетей в странах Восточной Европы, России и странах СНГ находится на разных стадиях. Удобно разделить рынки рассмотренных стран на четыре категории по численности аудитории социальных сетей и темпам ее роста.

Рынки отдельных стран
Рынки отдельных стран

Источник: J-son & Partners Consulting

Тенденции рынков социальных сетей в отдельных странах, сгруппированные по общим свойствам:

  • Большое число пользователей социальных сетей (более 6 млн. человек) и высокие темпы роста.
    • Среди рассмотренных стран к данной группе относится только Россия, в которой на данный момент насчитывается 25 млн. пользователей социальных сетей, что сравнимо с общим числом пользователей социальных сетей в других рассматриваемых странах вместе взятых. По прогнозам J-son & Partners Consulting, ежегодный средний прирост числа пользователей социальных сетей до 2014 г. в России составит около 23%, что позволяет отметить Россию как быстрорастущий и перспективный рынок.
  • Большое число пользователей социальных сетей (более 6 млн. человек) и невысокие темпы роста - это близкие к насыщению рынки.
    • К этой группе относится польский рынок социальный сетей. В 2009 году в Польше количество активных пользователей социальными сетями составило, по оценке J-son & Partners Consulting, около 11 млн. человек. Среди рассмотренных стран Польша занимает второе место после России по числу пользователей социальных интернет-сервисов. Но темпы прироста аудитории социальных сетей в Польше постепенно снижаются, что говорит о насыщении рынка в этой стране.
  • Небольшое число пользователей социальных сетей (менее 6 млн. человек) и невысокие темпы роста.
    • В эту категорию входят два типа стран. В первую очередь, это страны Восточной Европы - Венгрия, Чехия и Румыния - в которых количество пользователей социальных сетей составляет до 6 млн. человек и наблюдается снижение темпов прироста аудитории. Во вторую очередь, в этой группе находятся совсем новые рынки Казахстана и Армении, которые только зарождаются.
  • Небольшое число пользователей социальных сетей (менее 6 млн. человек) и высокие темпы роста.
    • Такая ситуация наблюдается в большинстве стран СНГ: Белоруссии, Украине, Узбекистане, Молдове и Киргизии. Социальные сети, как и Интернет в этих странах находятся на ранней стадии развития, для которой характерен бурный рост. Наибольшие темпы роста аудитории социальных сетей среди всех рассмотренных стран ожидаются на рынке Узбекистана - в среднем около 40% в год до 2014 г.

Перспективы коммерциализации социальных сетей

Существует множество моделей коммерциализации трафика социальных сетей: реклама и маркетинговые решения, кастомизация и премиум сервисы, игры и развлечения, коммуникационные сервисы. При этом успех конкретных моделей коммерциализации в той или иной стране зависит от менталитета населения, доступности платных сервисов и платежных инструментов для пользователей, качества платных сервисов, уровня доходов населения и других факторов.

©  @Astera