Виктор Поповский (Smart): «Идёт революция в сфере образования»
Эксклюзивное интервью главы российского представительства компании Smart Виктора Поповского обозревателю русского THG.
THG.ru: В начале декабря прошла конференция «Образование в XXI веке». Компания Smart приняла в ней активное участие. Что нового в образовании в XXI веке?
Виктор Поповский: Во всем мире, и Россия не исключение, происходят кардинальные изменения в образовательном процессе, которые являются естественным следствием технологической революции. Суть их в том, что объем информации, доступной ученикам сегодня, настолько велик, что меняется сам образовательный процесс. Веками этот процесс базировался на том, что знания исходят от учителя, поток информации был односторонним. Теперь все меняется, и учитель становится человеком, организующим процесс образования, в котором дети самостоятельно получают и анализируют информацию.
К сожалению, современные школы достаточно сильно отстали от развития технологий, и корпорация Intel организует такие конференции для того, чтобы ликвидировать этот разрыв. Компания Smart тесно сотрудничает с Intel в этом направлении. На конференции присутствовали представители компаний-производителей, члены образовательного сообщества и представители государственных организаций. Основная цель конференции - это установление контактов между образовательным сообществом и технологическими лидерами.
THG.ru: Как все-таки идут эти кардинальные перемены в России?
Виктор Поповский: У меня нет педагогического образования, и я не могу компетентно оценить уровень развития образования в России. У меня нет подробной статистической информации о насыщении российских школ той или иной техникой. Я могу делать выводы только на основании данных о распространении тех продуктов, которыми занимается компания Smart - это интерактивные доски.
Коэффициент насыщения образовательных учреждений в стране интерактивными досками считается достаточно просто: количество проданных в стране досок делится на количество школ. Лидером по этому параметру в мире является Великобритания - там он равен 73-75%. Кстати, в 65% школ там стоят доски производства Smart. В США этот коэффициент находится на уровне 38-40%. В Скандинавских странах он на уровне 50%. В России он на уровне 10-11%.
Как видите, по сравнению с мировыми лидерами мы отстаем.
THG.ru: Важны не только абсолютные цифры, но и их динамика. Как с этим обстоит дело в России?
Виктор Поповский: Начиная с 2000 года, руководство России прилагало серьезные усилия для насыщения школ современной техникой. Было организовано и реализовано много программ в этом направлении с 2003 по 2008 гг. С 2006 года рынок интерактивных устройств ежегодно удваивался, а то и утраивался. В 2009 г. в связи с известными мировыми проблемами эта тенденция прервалась: все государственные программы были свернуты.
Тем не менее, даже в это непростое время были серьезные региональные проекты, которые финансировались из региональных бюджетов. И наконец в 2011 году рынок интерактивных досок в России вырос на 50%. Если не будет каких-то исключительных обстоятельств, то этот рынок в 2012-2013 гг будет расти как минимум на 30-40%. Важно подчеркнуть, что здесь очень многое будет зависеть от государственной политики в сфере образования.
THG.ru: Какую долю занимает компания Smart на российском рынке интерактивных досок?
Виктор Поповский: По итогам 2010 года мы занимали 40% рынка, в 2011 году надеемся повысить эту долю до 50%. В мире доля Smart на рынке интерактивных досок уже много лет составляет 48-49%. Задача нашего российского офиса: поднять уровень проникновения интерактивных досок Smart в России до мирового уровня.
THG.ru: Как бизнес Smart в России распределен по регионам?
Виктор Поповский: Львиная доля бизнеса сосредоточена в городах-миллионниках. 20-25% всех наших продаж приходятся на Москву. Очень хорошо наши продажи идут в Татарстане и Новосибирске, там работают наши очень сильные партнеры, стоит отметить и Ростов, Краснодар, Ставрополь. Еще раз повторюсь: очень многое зависит от политики местного руководства в сфере образования.
THG.ru: Говоря об образовательных учреждениях, вы имеете в виду школы?
Виктор Поповский: Не только. В высших учебных заведениях также используются различные решения Smart. Как вы сами прекрасно понимаете, в школах и ВУЗах разная структура образования, донесения информации и обмена материалами, но все-таки в конце 2011 года наши партнеры завершили крупный проект в МГУ по оснащению 30 аудиторий интерактивными досками.
Даже недорогие модели, например SMART Board 480, позволяют преподавателю и учащимся в ВУЗе интерактивно работать с учебным материалом, касаясь поверхности доски пальцем, маркером или любым другим предметом, а встроенный короткофокусный проектор SMART V25 дает возможность демонстрировать мультимедийный контент, в том числе в 3D. Использование же самых "продвинутых" на сегодняшний день интерактивных досок SMART Board 800-й серии позволяет организовать коллективную работу за счет функции множественного касания. При этом разные виды прикосновений (одним или двумя пальцами, ладонью, маркером и т. д.) распознаются устройством как сигнал к вызову определенных функций или инструментов.
Безусловно необходимым компонентом современной учебной аудитории становится проектор. В больших, так называемых «поточных» учебных аудиториях все чаще используются мощные и яркие модели с высоким разрешением и поддержкой формата 3D. И хотя последнее качество, по словам Анатолия Гуляева, заместителя декана факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, пока не имеет достаточно широкой сферы применения - главным образом из-за нехватки трехмерного образовательного контента - в скором будущем, надо полагать, эта проблема будет решена.
При проведении лекций для студентов, находящихся в разных учебных аудиториях или обучающихся дистанционно, целесообразно использовать также системы видеоконференц-связи. Учащиеся получают возможность не только общаться с преподавателем в реальном времени, но и совместно работать с электронными документами. Одновременно можно вести видеозапись лекции с последующей каталогизацией ее и внесением в электронный учебный архив вуза.
И конечно, в зависимости от потребностей учебного заведения, аудиовизуальный комплекс может включать такие компоненты, как системы синхроперевода, интерактивные дисплеи для преподавателя и студентов, системы голосования и т. д.
В каждой из стандартных аудиторий Polymedia установила интерактивную систему SMART Board 685ix с ультракороткофокусным проектором и систему опроса и голосования, которая позволяет студентам отвечать на тестовые вопросы преподавателя, после чего система оперативно обрабатывает полученные ответы и выдает результаты в виде графиков. Рабочее место преподавателя укомплектовано сенсорным дисплеем Smart Podium и документ-камерой Wolf Vision, а на его компьютер установлено ПО Smart Sync, которое позволяет проводить мониторинг процесса обучения, следить за тем, что происходит на компьютере каждого студента, блокировать приложения и доступ в Интернет, а также организовывать студентов в группы для выполнения совместного задания за своими компьютерами. Кроме того, аудитории оснащены системой видеоконференц-связи LifeSize, интерактивными дисплеями Flame для отображения видео во время сеансов видеоконференцсвязи, а также 3D-проектором Mitsubishi и аудиооборудованием.
В каждой из поточных аудиторий Polymedia установила три интерактивные доски SMART Board 685ix, объединив их в единое информационное пространство, один большой экран коллективного пользования, 3D-проектор Digital Projection, систему видеоконференцсвязи LifeSize, два дисплея Flame, дисплей SMART Podium и документ камеру, а также систему синхроперевода, аудиосистему и микрофоны. При этом в поточных аудиториях оборудование может работать в нескольких режимах, начиная с классического, когда преподаватель работает маркером или пальцем на интерактивной доске, как на обычной меловой, и заканчивая работой в режиме видеоконференции, когда интерактивные доски служат полем для совместной работы в ходе удаленного занятия или лекции.
Новое оборудование, считает Гуляев, предоставляет преподавателям Московского университета принципиально новые возможности для организации учебного процесса.
Хочу подчеркнуть, что работа с ВУЗами требует индивидуального подхода: надо четко понимать, какие решения им нужны и как их адаптировать под конкретные потребности ВУЗа.
В школах решения стандартные и тиражируемые, в ВУЗах - индивидуальные.
THG.ru: Связано ли распространение интерактивных досок с общей компьютеризацией школ?
Виктор Поповский: И да, и нет. Естественно, для работы с интерактивной доской необходим компьютер у преподавателя, в котором содержится материал урока. Кстати, с нашего сайта в Интернете можно бесплатно скачать материал 40 тысяч уроков.
Однако после окончания урока желательно, чтобы дети продолжали работать с ним на своих компьютерах. Мы предоставляем специальное ПО, которое позволит им это сделать.
Если говорить о программе «Один ученик - один компьютер», то у нас есть специальное ПО для работы в этом режиме. Учитель может контролировать, что происходит на каждом из компьютеров в классе, запускать те или иные приложения, объединять учеников в группы, давать тесты и т.п.
Программные и аппаратные интерактивные доски можно успешно использовать в любой среде - класс, маленькая рабочая группа, дистанционное обучение и индивидуальная работа.
Кстати, дистанционное обучение очень актуально для России, где все больше становится школ с малым количеством учеников и недостатком педагогов.
Но, отвечая на ваш конкретный вопрос, можно сказать, что общая компьютеризация является локомотивом, который тянет за собой все остальные процессы.
THG.ru: Давайте чуть более подробно поговорим о дистанционном обучении.
Виктор Поповский: Педагог в Москве может вести урок с интерактивной доской в классе с 20 учениками. При наличии Интернета, интерактивной доски и проектора этот урок может транслироваться в любое место России, причем наличие педагога там не обязательно. Ученики в любой школе получают такой же доступ к информации, что и ученики московской школы.
THG.ru: То есть урок может идти без учителя. И такие примеры есть?
Виктор Поповский: Да. Кстати, опыт такого преподавания был успешно опробован в Австралии, где много малокомплектных школ. Там подобные проекты были реализованы на общенациональном уровне.
THG.ru: Вы много работаете с местными муниципальными органами для продвижения своей продукции?
Виктор Поповский: Вы знаете, очень многое зависит от местной политики в сфере образования. Пример - Татарстан. Там есть республиканская программа компьютеризации школ и стратегия, прописанная на 5-6 лет вперед. Есть четкий план поэтапного оснащения педагогов и классов компьютерами и интерактивными досками. С такими заказчиками нам гораздо проще работать.
THG.ru: Мы все время говори о школах. Есть ли у вас проекты для бизнес-обучения?
Виктор Поповский: Корпоративное обучение надо подразделять на два направления. В корпоративном обучении и повышении квалификации естественно используются решения Smart. Общая схема здесь сходна со школьным образованием. Но мы активно работаем с корпоративными заказчиками и в другой плоскости, предоставляя им решения, которые могут повысить эффективность их работы.
В средних и крупных компаниях от 30 до 80% рабочего времени тратится на совещания и переговоры. Мы предоставляем решения, которые позволяют существенно повысить эффективность таких совещаний и переговоров. Интерактивные доски и панели в сочетании со специальным ПО позволяют проводить не только очные совещания, но и совещания удаленных рабочих групп в разных городах и даже на разных континентах. Важно, что окончательный результат совещания и все его промежуточные результаты сохраняются и становятся достоянием всех его участников. Возможность дистанционной работы сокращает и расходы компании на командировки.
THG.ru: Какая доля вашего бизнеса связана с образованием, а какая - с корпоративными клиентами?
Виктор Поповский: На основных рынках Америки и Европы это соотношение составляет 80% и 20%. Но наше руководство считает, что в течение ближайших 5 лет оно должно измениться на 20% к 80%.
Пока объем российского рынка решений для бизнеса оценивается в 500 миллионов долларов. Мировой рынок - в 100 раз больше. Как видите, перспективы для развития колоссальные.
В большинстве российских офисов, точнее - в переговорных комнатах, стоят большие доски с листами бумаги или доски для рисования фломастерами. Сплошь и рядом секретарши фотографируют то, что пишется на этих носителях. Согласитесь - каменный век. Интерактивная доска позволяет все сохранять и распространять для всех участников.
THG.ru: Несмотря на все революции, главный элемент образования - учитель. Как вы готовите их для работы со своим оборудованием?
Виктор Поповский: В Татарстане мы провели специальные семинары и обучили четыре группы «тьюторов» общим числом в 60 человек. Все это происходило в специальном центре обучения Smart в Казани. Далее эти тьюторы будут разносить полученные знания педагогам школ.
Мы постоянно проводим семинары на базе образцовых школ Smart, которых сегодня в России шесть. В течение ближайшего месяца-двух будут созданы центра образования Smart на базе наших дистрибьюторов. Они будут проводить стандартное обучение для конечных пользователей.
Мы работаем и с педагогическими институтами, чтобы организовать в них курсы по знакомству с нашим оборудованием. Работаем и с институтами повышения квалификации учителей.
THG.ru: Спасибо большое за интересное и содержательное интервью.
Ранее редакция THG.ru рассказывала: компания SMART Technologies сообщила о назначении Московской компании «Цифровые Системы» дистрибьютором SMART в России. Компания «Цифровые Системы» присоединилась к компании «Полимедиа» в качестве второго дистрибьютора и будет заниматься образовательными решениями SMART и решениями SMART для бизнеса, предлагая клиентам консультации, установку и постоянную поддержку технического персонала.