Скатертью дорожка: как работают вагоны-рестораны

Обед в поезде — это не только жареная кура и яйца вкрутую. Заменить ножки и крылышки можно едой на вынос из любого городского кафе или блюдами из вагонов-ресторанов. Но почему-то в последних, по статистике, путешественники бывают редко. Мы выяснили, когда появились рестораны на колёсах, как их сотрудники сохраняют свежесть продуктов и поддерживают чистоту, и что можно найти в меню.
Скатертью дорожка: как работают вагоны-рестораны

История вагонов-ресторанов началась в 1867 году, когда предприниматель, изобретатель и большой любитель комфорта Джордж Мортимер Пульман представил общественности свою новинку — вагон с бортовой кухней и столиками для еды. Качество блюд и обслуживания здесь не уступало крупнейшим европейским заведениям и американцы, а вслед за ними европейцы, быстро оценили творение Пульмана. В России, однако, такие вагоны появились лишь в начале XX столетия, да и то только на международных маршрутах, в курьерских поездах и экспрессах. Железнодорожные составы, которыми пользовалась царская семья в расчёт не берём, эти поезда с их столовыми, кабинетами и спальнями были, скорее, похожи на роскошный отель, чем на классический поезд. Начальник канцелярии Министерства двора А.А. Мосолов вспоминал:

«В первом вагоне находились конвой и прислуга. Как только поезд останавливался, часовые бегом занимали свои места у вагонов Их Величеств. Во втором вагоне находились кухня и помещения для метрдотеля и поваров. Третий вагон представлял собой столовую из красного дерева; треть этого вагона отведена была под гостиную с тяжелыми драпировками и мебелью, обитою бархатным штофом; там же стояло пианино. …> Вагоны освещались электричеством, обогревались паровым отоплением, в каждом купе был телефон. У изголовья дивана находилась ручка стоп-крана. В тамбуре вагона круглосуточно дежурил кондуктор. Внутренняя отделка вагонов выполнялась ведущими специалистами фирм Г.Г. Бюхтгера, Н.Ф. Свирского и др.»

Неплохо выглядели и первые общественные вагоны-рестораны. Хрусталь, серебро, бархатная обивка диванов и высокие цены: ужинать там могли только путешественники первого и изредка второго класса. Дешёвые обеды по 80 копеек появились в поездах только в 1912 году. И поначалу их прелесть оценили не добропорядочные пассажиры, а железнодорожные «зайцы». Как пишет историк Юлия Демиденко, в ресторанах на колесах можно было путешествовать от станции до станции за чашкой чая. Для остальных острой необходимости в понижении цен не было. Многие путешественники брали с собой корзины со снедью, а те, у кого были деньги, пользовались услугами буфетов, которые были на всех крупных станциях. При желании пассажир мог послать туда кондуктора за горячими блюдами или бутылкой пива или сходить самостоятельно. Композитор Игорь Стравинский оставил колоритное описание таких придорожных кафе:

«На железнодорожных станциях, указанных в справочниках, разносили еду из буфетов, что служило наибольшим развлечением в пути. Официанты — большей частью татары, — облаченные в белые передники, начиная с первых же звуков пыхтения приближавшегося паровоза, носились бегом, подобно санитарам скорой помощи. Еда тоже была прекрасной; сравнить еду в каком-нибудь ресторане с едой на железной дороге в России значило выразить похвалу этому ресторану. В буфетах можно было достать крымские вина и кавказское шампанское, а также изобилие всяких вкусных блюд».

©  Популярная Механика