«Синдром Лазаря»: иногда мертвые действительно оживают
Колумбийка Ноэлия Серна была доставлена с инфарктом в университетский госпиталь города Кали. В реанимации у нее случился второй приступ, после чего пациентка была признана мертвой. Через несколько часов, служащие похоронного агентства начавшие бальзамирование «трупа», заметили, что женщина двигается, и вернули ее в больницу.
Американец Энтони Йель попал в реанимационное отделение после того, как пережил во сне апноэ. Через несколько часов у него остановилось сердце. В течение 45 минут пациента безуспешно пытались реанимировать и в итоге признали мертвым. Уже после того, как врачи прекратили все усилия, зашедший в палату сын Йеля заметил на мониторе слабую сердечную активность. Реанимация была продолжена и мужчина в итоге выжил.
Это только два примера феномена, называемого в медицине «синдромом Лазаря» или самореанимацией — спонтанного восстановления нормального сердечного ритма после проваливавшихся попыток медицинской реанимации и признания пациента мертвым. Название, как можно понять происходит из библейской легенды об оживлении Лазаря Иисусом Христом.
Первый раз «синдрома Лазаря» был зафиксирован в 1982 году, и до недавнего времени считалось, что с тех пор феномен встречался 38 раз. Однако недавно четверо европейских ученых — Лес Городон, Матье Паскье, Германн Бургер и Петер Паал — проведя поиск по базам медицинской литературы насчитали 65 описанных случаев этого синдрома, 22 пациента в результате выжили, причем 18 из них без каких-либо неврологических последствий.
Но, по всей видимости, «синдром Лазаря» встречается значительно чаще, просто далеко не все случаи его фиксируются и находят отражение в научной литературе. Опросы, проведенные несколько лет назад среди врачей скорой помощи и больничных реаниматологов показали, что до половины из них сталкивались в своей практике с подобным явлением.
Лес Городон и его соавторы справедливо указывают, что только в одной лишь Британии насчитывается около 1900 реаниматологов, что дает почву для серьезных размышлений, с одной стороны, о том, насколько часто люди возвращаются к жизни после неудачной реанимации, а с другой — о том, сколько жизней, возможно, не было спасено из-за того, что пациента слишком рано признавали мертвым.
Говоря про те 22 случая, когда пациенты выжили после самореанимации, Герман Бургер отмечает, что хотя эта цифра может показаться небольшой, на самом деле последствия весьма значительны, учитывая все факторы, в том числе количество пациентов, которые ежедневно попадают в реанимацию.
Причины «синдрома Лазаря» остаются неизвестными, но ученые уверены, что необходимо, во‑первых, собрать об этом явлении как можно больше информации, а во-вторых, донести ее до реаниматологов. Основываясь на данных о тех 65 случаях, которые им удалось выявить, Городон и его команда провели статистические подсчеты и выяснили, что чаще всего синдром встречался у пациентов старше 60 лет, почти у половины пациентов признаки жизни появлялись через пять минут после окончания реанимационных действий, в пятой части случаев — в промежуток от 6 до 10 минут. Однако иногда «синдром Лазаря» проявлялся и через несколько часов.
Рекорд, как считается, принадлежит жительнице Западной Вирджинии Вельме Томас. После трех подряд остановок сердца врачи в течение 17 часов не фиксировали никакой активности ее мозга. По словам присутствовавшего в больнице сына, у нее уже начала затвердевать кожа, окоченевать руки и пальцы на ногах. Но через десять минут после отключения аппаратуры Вельма начала дышать и двигаться.
Отслеживать всех пациентов в течение такого длительного времени невозможно, однако Городон и его соавторы настойчиво рекомендуют наблюдать за электрокардиограммой еще хотя бы десять минут после безуспешного окончания реанимационных действий — именно в течение этого времени, как удалось им установить, «синдром Лазаря» чаще всего и проявляется.