«Scrum головного мозга»: что такое Agile и зачем он нужен компаниям
Гендиректор сервиса для управления процессами в команде Kaiten.io Вячеслав Цырульник написал в своём блоге на Medium колонку о том, что такое манифест Agile, зачем он нужен компаниям и как лучше трансформировать бизнес. Редакция vc.ru публикует заметку с разрешения автора.
Вы, наверное, уже сталкивались с дискуссиями по теме Agile в интернете. То рассказывают про Scrum — революционный метод управления проектами, то говорят, что Agile у нас не завелся. Со стороны всё это выглядит как минимум непонятно. Поэтому давайте разбираться вместе, о чём говорят все эти люди вокруг.
Agile — прилагательное
В переводе с английского языка, Agile («эджайл») — гибкий. Поэтому все эти фразы, которые я встречал за последнее время в интернете:
- управление проектами в стиле Agile;
- Agile-манифест;
- Agile у нас не заработал;
- стань первым Agile-маркетологом в России;
можно перевести, как:
- управление проектами в стиле гибкий»;
- «гибкий-манифест»;
- «гибкий у нас не заработал».
Ну и очевидно, что йоги-маркетологи — новый тренд, который только-только идет в Россию. А гибкий-манифест, — вы можете себе такое представить? Наверное, это кусочек пергамента, который умеет танцевать на столе. Понимаете к чему я? Люди вокруг говорят странные фразы, при этом у них горят глаза и они спешат внедрить Scrum. Страшно!
Так, а что же там за манифест
Более 15 лет назад группа профессионалов, разрабатывающих программное обеспечение, собралась на горном курорте обсудить методики и практики, которые позволяют им создавать программные продукты, востребованные конечными пользователями.
Они описали ценности и принципы, которые лежат в основе создания программных продуктов, в документе под названием «Манифест гибкого подхода к разработке программных продуктов». Да, они сами используют сокращенный вариант Agile Manifesto, но за этой фразой скрывается именно набор ценностей и принципов, которые являются фундаментальными для большого количества методик и практик, помогающих создавать качественные и востребованные программные продукты.
Перевод — ответственная работа. Потеря контекста при переводе иностранной литературы — это серьезная проблема, которая формирует неверное представление о сути у читателя.
Простой пример: «Agile-манифест разработки программного обеспечения». Что вы запомните из этой фразы? Наверное, «Agile-манифест», а вспомните ли вы, что это про разработку программных продуктов? Надеюсь. А вот призёр — первое место, золотая медаль на конкурсе по потере контекста в процессе перевода.
В оригинале книга называется «Scrum — the art of doing twice the work in half the time», что практический любой бесплатный электронный переводчик переведёт как «Scrum — искусство делать вдвое больше работы в два раза быстрее». Ни слова о проекте. Scrum вообще не про проекты. Увы и ах.
Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракт. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. То есть, не отрицая того, что справа, мы всё-таки ценим то, что слева.
— из Agile-манифеста
На самом первом месте, конечно же — человечность. Чтобы создавать востребованные и качественные продукты, нужны в первую очередь знания из гуманитарных областей. Потому что создают продукты живые люди.
Кстати, позвольте придерусь к первой ценности в русскоязычном манифесте. В оригинале на месте слова «важнее» стоит слово «over», которое дословно переводится как «над». То есть дословный перевод — «Люди и взаимодействие над процессами и инструментами».
Да, на русском языке фраза достаточно странная, но в данном случае перевод мог бы быть: «Люди и характер их взаимодействия определяют необходимые процессы и инструменты».
Agile — про создание программных продуктов?!
Не просто про создание программных продуктов, а про создание продуктов, для которых не существует чёткого и понятного плана «как сделать это правильно».
Такой план невозможно составить, например, если у вас:
- продукт, которого ранее не существовало на рынке (не подтверждена ценность идеи и нет достоверной информации по размеру рынка);
- технологически сложный продукт, который нельзя собрать из набора готовых компонент.
А может ваши гипотезы о назначении продукта вообще находятся в такой области, где рынок еще не успел сформироваться?
Первый полет братьев Райт
Погодите, погодите, то есть все эти практики и методики не имеет смысла применять в других областях, например — в продажах и маркетинге? Применять-то их можно, но нужно чётко понимать целесообразность этого процесса.
Всё, уже можно про Scrum?
Нет, но уже скоро. Казалось бы, надо просто прийти с манифестом к своей команде и сказать — читайте и становитесь гибкими, тут всё вроде понятно написано. Так не работает.
Agile нельзя внедрить в организации, да и эта фраза лишена всякого смысла. Как можно внедрить ценности, как можно внедрить другое отношение к людям и процессам? Нужно объединить людей, которые видят смысл в описанных ценностях, и помочь им освоить те самые практики из мира Agile, которые позволят им создавать восхитительные продукты. Давайте называть такой процесс трансформацией.
Трансформация компании
Компания — это в первую очередь живой организм. На первый взгляд может казаться, что это иерархическая структура, но на деле — экосистема из большого количества социальных и профессиональных связей.
В каждой компании, которая достаточно давно на рынке, есть определенная сложившаяся культура — свои ритуалы, понятия, формальные и неформальные правила.
Фундаментально, существует два пути изменить что-либо:
- построить всё заново с нуля;
- плавно меняться, аккуратно убирая или заменяя те участки системы, которые препятствуют положительным изменениям.
Scrum
В чем разница между отрядом рядовых солдат в армии и группой спецназа? Спецназу вы можете поручить задачу «освободить здание от преступников, сохранив жизни максимальному числу заложников», а рядовым солдатам вы такие задачи побоитесь ставить (надеюсь).
Так вот Scrum — это про спецназ. И чтобы сформировать отряды спецназа в своей компании, вы должны приставить к ним наставника, который не будет им поручать копать окопы, а будет помогать им вырастать во взрослых ребят, способных:
- брать на себя ответственность;
- признавать свои ошибки;
- поддерживать коллег;
- достигать цели, поставленные команде.
При этом то, как эти цели будут достигнуты — решает команда, не наставник, не заказчик и не конечный потребитель. В больших компаниях, со сложившейся корпоративной культурой, неправильный подход к формированию Scrum-команд может убить организацию. Потому что если вы не отменяете старые правила, и при этом дополнительно навязываете новые ритуалы — вы опустите мораль команды до нуля и потеряете её.
Простой пример — компания не отменила персональные KPI, и запускает Scrum. Но в Scrum ответственность командная, вот и «приехали». На практике, успешные истории транфсормации компаний с помощью Scrum:
- либо отмена текущих правил для части коллектива, которая сама проявила инициативу попробовать Scrum;
- либо создание Scrum-команд из новобранцев, для которых изначально не действуют старые правила.
Так что Scrum — это про ломать то, что есть (если есть) и строить с нуля. Это абсолютно точно не плавный переход, а серьёзная встряска, и к этому вопросу нужно подходить с полной осознанностью.
Kanban
С тем как сломать и построить заного всё понятно — искать квалифицированного Scrum-мастера (или своего воспитывать), выявлять инициативных желающих, формировать команды и вперёд на ежедневные тренировки.
Но можно не ломать, а менять последовательно. В интернете часто упоминается фраза «Kanban-доска», увы, к реальному «Канбану» она имеет крайне отдаленное отношение.
Kanban — это метод плавной трансформации, который позволяет вашей компании перейти с уровня «хаос» на уровень «баланс», потом научиться управлять качеством предоставляемых услуг, а потом и вовсе превратиться в устойчивый бизнес.
Kanban — про правильные процессы. Правильные — с точки зрения достижения целей вашей организации. Рельсы, на которых ваша организации будет уверенно двигаться вперёд. Так что не спешите бежать сломя голову в Scrum, как минимум познакомьтесь с плавными методами трансформации.
Кроме Kanban, есть еще геймификация, холакратия и много других не менее интересных тем, с которыми стоит как минимум обзорно познакомиться. Важно понять одно — сначала надо разобраться в наборе всех этих практик, а то может произойти «Scrum головного мозга».
Оказывается, Agile — сложно?
Верно, но как правило для больших неповоротливых компаний. И как правило о трансформации большие компании задумываются только после серьезного кризиса (и если они его переживут), или если чувствуют, что конец где-то рядом.
Многие недоумевают, почему такие огромные деньги инвестируются в стартапы. Ответ-то простой — стартап (как правило) гибкий и быстрый от природы. Мотивированная команда, которая свято верит в свои идеи, имеет намного больше шансов создать новые продукты и заработать деньги для инвесторов, нежели гиганты, погрязшие в никому не нужных формализациях бизнес-процессов, выстраивании неработающих систем мотиваций и так далее.
Самая сильная мотивация, которую вы можете дать вашим сотрудникам — делать в этой жизни что-то, про что ваши сотрудники будут рассказывать своим друзьям и детям с гордостью. В ваших руках дать людям возможность делать то, чем они могут гордиться, надо научиться только им не мешать.
Маркетинг, продажи и Agile
А теперь, внимание. Моя любимая история. «Привет, мы теперь используем Scrum/Kanban/другое слово в ИТ, у нас наладились отношения между закачиком и технической командой, мы «быстрее бежим», и меньше делаем дорогих ошибок, но прибыль что-то у компании не растет».
А еще и затраты стали больше, правда ведь? Консультанты, агенты по трансформации, повышение зарплат (спецназ же) и так далее. А чего вы ждали-то? Вы разве к ИТ-отделу ходите за финотчетами?
Да, вы стали быстрее, вы стали делать меньше ошибок. И это только лишь фундамент. В маркетинге и продажах классические подходы тоже стремитильно уходят в небытие, там появляются совершенно новые техники и новые иностранные слова:
- Growth hacking.
- Lean startup.
- Lean marketing / UX.
И с этими словами тоже нужно познакомиться, потому что там где заканчивается Agile, начинается Business Agility —, а это уже история для отдельной статьи.
В чём же суть Agile
Один из авторов манифеста (Дейв Томас) после его создания не посещал конференции, мероприятия, не интересовался тренингами по Agile. В рамках своего знаменитого выступления «Agile мёртв» он описал, что и как надо делать.
Что делать
- Понять что сейчас происходит вокруг.
- Сделать маленький шаг в сторону достижения поставленной цели.
- Скорректировать текущее понимание ситуации по результатам полученной информации.
- Повторить вышеописанные действия.
Как делать
В случае, если существует несколько способов для достижения приблизительно одной цели, выбрать тот путь, результаты которого будет проще изменить в будущем.
Что для этого нужно
Отвага и смелость. Потому что вы будете ошибаться — часто и много. Но чем быстрее вы научитесь ошибаться, тем меньше будут потери от этих ошибок, и тем быстрее вы научитесь корректировать свой курс в правильном направлении.
И эти правила не персональные, они должны работать на уровнях:
- человек;
- команда;
- организация.
Так что берите их на вооружение и начинайте меняться уже сегодня.
© vc.ru