Счетная палата РФ: реализация проекта по созданию ОЭЗ «Зеленоград» недопустимо затянулась

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективного использования государственных средств, направленных на создание особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа «Зеленоград» в 2012–2013 гг. Об этом CNews сообщили в Счетной палате РФ.

Так, планировалось, что к концу 2013 г. за счет средств федерального бюджета в ОЭЗ «Зеленоград» будут построены и введены в эксплуатацию 13 объектов, а также выполнено 8 иных мероприятий на общую сумму 14,56 млрд руб. Однако на момент проверки только на 2 объекта стоимостью 922 млн руб. были получены разрешения на ввод в эксплуатацию. Из оставшихся 11 объектов строительно-монтажные работы выполняются только на 7 объектах, при этом по 4 объектам отсутствует проектная документация. В целом по состоянию на 30 ноября 2013 г. стоимость выполненных работ составила 6,3 млрд руб., или 43,3% от общей суммы запланированных средств.

Таким образом, общая сумма неэффективно использованных федеральных бюджетных средств при создании инфраструктуры ОЭЗ «Зеленоград» составила 2,75 млрд. руб. Причиной послужило отсутствие проработанной концепции развития ОЭЗ, а также нарушения при проектных и строительно-монтажных работах по созданию инфраструктуры зоны. Кроме того, руководством филиала ОЭЗ не принимались меры по взысканию с контрагентов дебиторской задолженности, штрафных санкций и убытков на общую сумму 416,1 млн руб.

При этом, как отмечается, объемы финансирования на содержание деятельности самого филиала ОЭЗ постоянно росли. Например, несмотря на систематическое невыполнение инвестиционного плана, показатель премирования работников филиала в 2012 г. в среднем составил 85,7%, в 2013 г. — 100%.

Как заявил в своем докладе аудитор Сергей Агапцов, «к сожалению, реализация проекта по созданию ОЭЗ «Зеленоград» недопустимо затянулась. Стартовав семь лет назад, проект так и не набрал необходимых темпов и не стал той высокоэффективной инновационной площадкой, на которую возлагали большие надежды». По его словам, в проверяемый период Минэкономразвития и Правительство Москвы не смогли в должной мере скоординировать действия по созданию ОЭЗ, что не позволило обеспечить эффективное привлечение инвестиций.

«На наш взгляд, была допущена ошибка при разделении ответственности по созданию зоны между федеральными и московскими структурами, о котором в 2006 г. договорились Минэкономразвития и Правительство Москвы. Это не позволило создать единую структуру, которая в полном объеме выполняла бы функции государственного заказчика как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджета Москвы», — указал Сергей Агапцов.

Также, по его словам, не были установлены четкие критерии отнесения объектов к инфраструктуре зоны. Поэтому многие объекты, строительство которых осуществлялось для общегородских нужд (благоустройство улиц в Зеленограде, автостанция в Алабушево, путепроводы через Октябрьскую железную дорогу, развязка к федеральной трассе «Москва — Санкт-Петербург» и т.д.), Правительство Москвы одновременно включало в список объектов инфраструктуры ОЭЗ. «Фактически Правительство Москвы успешно обустраивало Зеленоград, а федеральный центр безуспешно пытался решать вопросы строительства инфраструктуры в пределах внутренних границ зоны. В итоге Москва, формально выполнив условия софинансирования, так и не может сказать, что создала на своей территории эффективную ОЭЗ», — констатировал Сергей Агапцов.

По состоянию на 1 января 2014 г. на территории ОЭЗ было зарегистрировано 32 резидента. «Большинство из них не собираются что-либо строить на площадке «Алабушево», хотя взяли в аренду большие земельные участки. Кто-то из них поменял стратегию развития и бизнес-планы, а кого-то с трудом можно отыскать — треть резидентов даже не предоставляют соответствующие отчеты. Сама площадка «Алабушево» (около 140 га) завязла в долгострое и незавершенном строительстве, никакая технико-внедренческая деятельность там резидентами не осуществляется. Определенные результаты есть только у резидентов, разместившихся на площадке МИЭТ», — заявил аудитор.

По словам Агапцова, все это отрицательным образом сказалось на выполнении инвестиционной программы. В целом аудитор оценил уровень эффективности функционирования ОЭЗ как низкий. «Основная причина — систематическое неисполнение инвестиционного плана и низкий уровень работы по привлечению потенциально эффективных резидентов», — заключил он.

Коллегия Счетной палаты решила направить представление в Минэкономразвития и в компанию «Особые экономические зоны», информационное письмо Мэру Москвы, а также обращение в Генпрокуратуру РФ. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в Государственную Думу и Совет Федерации.

©  CNews