Сбили пути: вездеход-трансформер для непроходимых преград разработали в РФ

Он сочетает в себе судно на воздушной подушке, аэросани и шнекоход. В первом режиме машина передвигается, опираясь на воздушную прослойку. Во втором — скользит по снежному насту или льду. Третий способ предполагает движение при помощи двух шнеков — вращающихся параллельно поверхности спиралей. Он подходит для движения по наиболее сложным участкам — грязи, торосам, рыхлому снегу, где не пройдет другая техника. Новый вездеход будет востребован для спасательных операций, перевозок в труднопроходимой местности, полагают эксперты.
Новая концепция вездехода
В Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева предложили новую концепцию вездехода-амфибии. Она сочетает в себе судно на воздушной подушке, аэросани и шнекоход. Об этом рассказали в пресс-службе Минобрнауки РФ.
— Изобретение относится к области судостроения. Разработка представляет собой уникальное многоцелевое транспортное средство, которое предназначено для эксплуатации в наиболее сложных природных условиях. Там, где не могут работать другие аппараты. Такая машина подходит для выполнения спасательных операций, доставки грузов и пассажиров в труднопроходимой местности. В том числе вездеход может преодолевать водные поверхности, заболоченные территории, участки с глубоким рыхлым снегом, льдом, торосами, а также крутые склоны и неровности, — рассказала одна из авторов разработки, заведующая кафедрой «Кораблестроение и авиационная техника» Надежда Калинина.
Она пояснила, что в первом режиме под днищем судно создается слой сжатого воздуха, который поднимает машину над поверхностью. При этом отсутствие трения снижает сопротивление движению. Такой способ рассчитан на быстрое передвижение над относительно плоским рельефом — водой, льдом, ровной земной поверхностью. Второй — предполагает скольжение транспортного средства по поверхности снега или льда. Третий — передвижение с помощью двух шнеков — спиралей, которые вращаются параллельно поверхности земли. Такой способ подходит для перемещения по местности со сложным рельефом и деформируемым грунтам. Например, по зыбучим пескам, грязи, торосам, рыхлому снегу, сыпучей гальке и крутым уклонам.
На разработку получен патент в Евразийском патентном ведомстве. Это структура, которая охраняет авторские права на изобретения на территории стран-участниц — России, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Спасение людей на буровых и в труднодоступной местности
В конструкцию аппарата закладывается возможность переключения между режимами с помощью трансмиссии. При этом судно может совмещать два типа движителей. Например, одновременно использовать воздушную подушку и шнекоход. Это востребовано при преодолении завалов битого льда в воде или при выходе аппарата из акватории на берег. Также совмещение режимов увеличивает маневренные возможности судна.
— Мысли о создании сверхпроходимого комбинированного вездехода родились при решении проблемы эвакуации людей с горящей арктической буровой платформы, которая расположена в океане в окружении льдов, — сообщила Надежда Калинина.
Тогда были предложены плавучие шнекоходы, размещенные на объекте в качестве спасательных средств, добавила она. В случае ЧП они могли спуститься с платформы, уйти по воде, выбраться на лед и доставить людей в безопасное место, но у этих аппаратов есть недостатки. В частности, при выходе на льдину они часто переворачиваются. Поэтому возникла идея универсального транспортного средства.
По словам конструктора, в зависимости от потребностей такое судно может иметь различные конфигурации — от небольших аппаратов до крупных машин, которые смогут эвакуировать одновременно большое количество людей. Также на базе изобретения можно создать крохотные вездеходы, которые будут самостоятельно в беспилотном режиме пробираться через снега или болота и доставлять грузы в труднодоступные местности.
— Труд ученых из НГТУ — важный и нужный с точки зрения развития отечественной инженерии и освоения северных территорий РФ. Относительно конструкции можно заметить, что у каждого из типов движителей существует ряд недостатков. Однако их комбинация не только компенсирует их, но и расширяет спектр выполняемых задач, — рассказал «Известиям» заведующий кафедрой транспортных и технологических машин Сибирского федерального университета Евгений Гражданцев.
Эксплуатация подобной техники в зонах требует наличия энергетической автономности и использования комбинированных (или электрических) силовых установок, добавил он.
— В основе разработки — известный тип движителя, шнекохода, который прежде уже имел свою сферу применения, но ограниченную. Сегодня технологии позволяют по-новому взглянуть на такие решения и, комбинируя их, получить новые свойства техники. При поддержке промышленных предприятий у проекта есть шанс выйти в серию. Но для этого важно пройти весь путь — от конструкторской документации до прототипа и испытаний. Такая деятельность в стенах университета мотивирует студентов развивать компетенции и учит работать в команде в формате системного инжиниринга, — считает директор НОЦ «Конструкторское бюро молодежи» МГТУ имени Н.Э. Баумана Дмитрий Онищенко.
Он отметил, что коллектив НГТУ продолжает традиции инженерной школы советского конструктора Ростислава Алексеева, который подарил стране и миру уникальные машины — от катеров на подводных крыльях и судов на воздушной подушке до экранопланов. Для этой школы характерно решать задачи, которые другим кажутся невозможными.
— На севере потребность в сверхпроходимой технике велика. Особенно в межсезонье, когда лед еще не встал или идет шуга. Причем сейчас вечная мерзлота тает, появляется больше воды. И дороги, которые раньше были доступны для обычного транспорта, размывает. Усугубляют ситуацию лесные пожары, которые оголяют огромные площади и мерзлота подтаивает еще сильнее, — поделился мнением эколог, почетный полярник РФ Николай Находкин.
Нужно понимать, что предложенная техника наверняка окажется дорогой в эксплуатации. Например, по этому показателю суда на воздушной подушке — на втором месте среди транспорта на севере. Впереди — только вертолеты. Поэтому сверхпроходимые вездеходы, скорее, подходят для экстренных ситуаций, добавил он.
