«Техносила» управляет сетью магазинов на базе SAP for Retail

В сети магазинов бытовой техники и электроники «Техносила» внедрено и эффективно используется решение для управления деятельностью сети магазинов и головного офиса компании, разработанное на базе отраслевого решения SAP for Retail (на базе SAP ERP 6.0).

Проект внедрения отраслевого решения от SAP стартовал в июле 2006 г., параллельно с началом реализации новой стратегии «Техносилы» - региональной экспансии. По словам Леонида Тюкавкина, вице-президента по стратегии компании «Техносила», внедрение современной системы управления было признано необходимым в связи с массовым открытием новых торговых точек и необходимостью обеспечить оперативные поставки товаров в регионы.

Продукт SAP был признан соответствующим потребностям «Техносилы» по всем ключевым критериям, среди которых – оптимальная общая стоимость владения, наличие локализованной версии, наличие обширной практики внедрений данного решения в России и в мире. Также при выборе решения были учтены гибкость и широкая функциональность системы, заложенные в ней возможности для централизованного управления ресурсами в условиях территориально распределенной структуры компании. «Мы считаем, - сказал Леонид Тюкавкин, - что решение для поддержки любого бизнеса должно обладать мощным потенциалом для масштабирования и развития в соответствии со стратегией компании. Проанализировав предложение от SAP, мы пришли к выводу, что оно способно обеспечить нашей компании необходимое на рынке ритейла конкурентное преимущество, а простые подсчеты показали, что внедрение SAP является экономически выгодным».

К моменту внедрения решения от SAP в «Техносиле» уже применялся ряд программных продуктов для управления бизнес-процессами. Однако отсутствие единой системы для учета и управления ресурсами стало сдерживающим развитие бизнеса фактором, вследствие чего было принято решение о начале создания единой информационной системы торговой сети. Были выделены основные цели проекта: переход компании к работе в условиях единой информационной системы на базе единых корпоративных стандартов; переход от оперативного к стратегическому управлению; повышение прозрачности и эффективности процессов управления товарными потоками, закупками и продажами, затратами; оптимизация финансового учета и управления денежными потоками; усовершенствование ИТ-ресурсов компании, использование лучших практик; повышение стоимости компании.

Комплекс работ включал в себя не только разработку концепции проекта, прототипа ключевых бизнес-процессов, реализацию настроек в системе, проведение тестирования и ввод в эксплуатацию, но и проведение обучающих семинаров по работе с системой для пользователей, разработку регламентов и инструкций, обмен знаниями и опытом между участниками проекта.

Проект был разделен на два стратегических направления, которые велись параллельно: подпроект SAP POS Data Management и подпроект ERP. В рамках подпроекта POS Data Management реализован интерфейс с программой автоматизации работы магазина для сбора информации о продажах и прочей оперативной деятельности торговых точек и формирования аналитических отчетов по полученным данным. В рамках подпроекта ERP реализована система управления ресурсами предприятия на базе решения «Управление ресурсами предприятия» (mySAP ERP), включая решения для управления логистикой, финансами и контроллингом. Принцип параллельного, а не традиционного последовательного, развертывания был применен и при внедрении других решений в рамках системы. Это стало одной из ключевых особенностей проекта, тем более что такая методология впервые была применена для решения на базе SAP ERP 6.0. Также нетрадиционно внедрение системы было начато с бизнес-аналитики - решения Business Intelligence на основе SAP BW, данные в которое поступали из ранее применявшегося в «Техносиле» ПО. Параллельно для передачи информации из фронт-офисной системы магазинов в BW было внедрено решение PDM (Product Data Management).

Такой подход позволил в короткий срок обеспечить поддержку деятельности менеджеров «Техносилы» информацией, необходимой для принятия бизнес-решений.

Следующим этапом внедрения, начатым в январе 2007 г., стал ввод в эксплуатацию блоков финансовой аналитики и контроля результатов бизнеса. Особенностью данного этапа было внедрение этих блоков до внедрения решений для управления сбытом и бюджетными обязательствами. Такая последовательность была вызвана необходимостью максимально оперативно привести автоматизацию финансового контура в соответствие с современными требованиями и стандартами отчетности. В результате уже в 1 квартале 2007 г. подготовка всей основной финансовой отчетности «Техносилы» была перенесена в SAP. Автоматизация товарного контура была следующим приоритетом, блок логистики был внедрен в начале июля 2007 г.

Сегодня пользователи системы каждые два часа получают обновленную информацию по остаткам товаров, а данные о розничных и оптовых продажах всей сети доступны уже на следующий день.

В результате проекта, продолжавшегося 14 месяцев, были созданы: единая транзакционная база данных по движению и остатками товара компании; единая система логистического и финансового учета; единая система информационного обмена для поддержки принятия решений; механизм проверки, документирования и контроля хода бизнес-процессов, быстрого реагирования на инциденты и исправления ошибок в отчетности (сокращение срока исправлений с 1-2 месяцев до 1-3 дней). Также достигнуты стандартизация и оптимизация процедур товарного учета, сокращение ресурсов и времени на их проведение.

В настоящее время все данные о продажах и товародвижении аккумулируются и обрабатываются в едином хранилище, на базе решения SAP Business Warehouse и доступны для работы сотрудников различных отделов «Техносилы». Система охватывает ключевые департаменты компании – коммерческий, финансовый, логистики, розничной и оптовой торговли, бухгалтерию – и основные бизнес-процессы сети, связанные с закупками и сбытом, учетом товародвижения, а также финансовым и управленческим учетом. Пользователи получают точные данные о ежедневной деятельности магазинов сети в необходимых аналитических срезах. Ведение бизнес-функций в единой системе позволяет оперативно отслеживать товародвижение, управлять транспортно-логистическими затратами. В итоге «Техносила» обеспечивает конкурентоспособный уровень цен и оперативное пополнение запасов магазинов даже в самых удаленных регионах.

В планах компании – дальнейшее снижение логистических издержек за счет полнофункционального использования системы управления. Предполагается, что новыми задачами оптимизации бизнеса сети станет решение вопросов стратегического планирования и управления товарными ассортиментами (на базе SAP Merchandise & Assortment Planning), а также детального прогнозирования спроса и управления пополнением магазинов (на базе SAP Forecasting & Replenishment).

«Результаты проекта превзошли наши ожидания. Уже в первые два месяца промышленной эксплуатации системы мы убедились в ее стабильной работе и начали получать оперативные данные высокой точности о ежедневных продажах, остатках товаров на складах магазинов, отслеживать весь процесс товародвижения – от поставки техники от поставщика до отправки конечному потребителю», - прокомментировал результаты проекта Леонид Тюкавкин.

©  CNews