Самые быстрые в Советском Союзе: советская «Формула»

Сорок пять лет назад в Харькове, в стенах Автомобильно-дорожного института, царило необычное оживление. Сюда постоянно приезжали журналисты и фотографы, , а телефон Лаборатории скоростных автомобилей не замолкал ни на час: звонили из столицы, звонили из-за рубежа. Харьковчане конструировали аппарат, который впервые в истории должен был достичь сверхзвуковой скорости, не отрываясь от земли.
7b24b6c1d45533284ca9443436d894ef_cropped
Николай Корзинов
30 июля 2018 10:00

Обсудить 5

Возглавлял проект Владимир Константинович Никитин. Этого незаурядного человека почитали студенты, но недолюбливали некоторые преподаватели. Они считали, что Никитин вскружил студентам головы совершенно ненужным, и главное — небезопасным делом. «Разве нужны народному хозяйству автомобили, движущиеся со скоростью звука?» — недоумевали они и крайне скептически относились ко всем инициативам увлеченного безумными скоростями преподавателя.

Но вставить палки в колеса Никитину было непросто: во‑первых, они крутились с немыслимой скоростью, а во-вторых, заслуженного мастера спорта СССР поддерживал ректор ХАДИ Борис Владимирович Решетников. Это он предложил Никитину возглавить недавно созданную в институте Лабораторию скоростных автомобилей, в которую после ее открытия

в 1953 году потянулись десятки любопытных студентов. При лаборатории открыли студенческое проектно-конструкторское бюро, где под руководством Никитина студенты стали реализовывать свои самые безумные мечты. Так появились на свет рекордные автомобили ХАДИ, которые в генеалогическом плане стали потомками скоростных машин «Харьков». Их Никитин конструировал практически в одиночку.

От грузовика к гоночному болиду

Жизненный путь Владимира Никитина впечатляет. Это увлекательная история человека, который в юном возрасте мечтал об автогонках, в зрелом возрасте реализовал свою мечту, а в пожилом — стал для своих студентов тем человеком, которого он сам хотел бы встретить в молодые годы.

Всю войну отъездив за рулем армейского грузовика, после ее окончания Никитин, влюбленный в скорость, начал конструировать свои собственные машины и устанавливать на них рекорды скорости. К началу 1950-х он уже обрел заслуженный авторитет в автоспортивных кругах, его рекордными машинами стали интересоваться начальники автомобильных заводов, перед харьковчанином открылись многие двери. Но гонщик и не помышлял о хорошей должности на столичном автозаводе. В Харькове он мог заниматься своим любимым делом — конструированием рекордных машин,  —, а это было для него самым главным.

Машины Никитина становились все совершеннее, все быстрее. В 1952 году, конструируя новую машину «Харьков-6», он вместе со своим знакомым радикально переработал двигатель «Победы». Впервые в Советском Союзе был разработан двигатель с двумя верхними распределительными валами, как у многих современных автомобилей. Стандартный карбюратор был заменен двумя значительно более совершенными, а главное — мотор оборудовали наддувом. Несмотря на то, что рабочий объем двигателя уменьшился с 2,5 л до 2 л, его мощность почти в четыре раза превышала мощность серийной «Победы» и более чем в два раза — «Харькова-3». В декабре 1953 года на машине «Харьков-6» с этим мотором Никитин промчался по шоссе Симферополь-Джанкой со скоростью более 282 км/ч! Средняя скорость в двух заездах на встречных курсах составила 280,2 км/ч — и почти целое десятилетие никто в стране не мог перебить достижение харьковчанина. Следующие рекорды уже были установлены на соляном озере Баскунчак.

ХАДИ-2 ХАДИ-2 Построенный в 1961 году, ХАДИ-2 стал первым в СССР автомобилем со стеклопластиковым кузовом. Автомобиль не был слишком быстрым, так как комплектовался мотоциклетным двигателем M-72. Сегодня эта машина хорошо известна всем студентами ХАДИ: она выезжает на площадь перед институтом при посвящении первокурсников в студенты.

Студенческие суперкары

Следующая машина Никитина стала еще мощнее, на нее он установил 300-сильный двигатель, а доводкой ее ездовых качеств занялся уже совместно со студентами. Действующего рекордсмена страны пригласили в ХАДИ вести дипломные проекты студентов и на основе наиболее удачных из них создавать «живые» автомобили. Так в профессиональной деятельности Владимира Константиновича произошел «ребрендинг»: теперь он создавал не «Харьковы», а ХАДИ.

Первые машины Харьковского института, созданные по дипломам студентов, по скоростям будут далеки от рекордных машин Никитина, но спустя годы Владимир Константинович увлечет студентов безумными скоростями и машины ХАДИ станут быстрее «Харьковов».

Пока же первенцы ХАДИ не могли похвастаться внушительными скоростями, но у них были свои достоинства. Неудивительно, что многие из дипломников Никитина быстро нашли себя в той области, которой они хотели заниматься.

ХАДИ-31 ХАДИ-31 В конце 1980-х от создания рекордных автомобилей и дрэгстеров в Харькове переходят к разработке машин для участия в шоссейно-кольцевых гонках в классе «Формула-1600». Так на свет появляются болиды ХАДИ-29 и ХАДИ-31, разработанные студентами и преподавателями института. В 1996, 2003 и 2005 годах гонщики ХАДИ становятся победителями чемпионата Украины. Студентами под руководством нынешнего заведующего лабораторией скоростных автомобилей Ивана Владимировича Лукашева проектируются и строятся новые гоночные автомобили.

Так произошло, например, с дипломником Львом Кононовым, по проекту которого был создан первенец ХАДИ-1 — автомобиль с хорошей управляемостью и расчетной максимальной скоростью 150 км/ч. После окончания института Лев всерьез увлечется картингом, сконструирует первый советский карт, и по его проекту построят первый в СССР картодром. ХАДИ-2 войдет в историю как первый в стране спортивно-туристический автомобиль со стеклопластиковым кузовом.

Одной из самых любопытных моделей стал ХАДИ-3 — миниатюрный автомобильчик, прозванный за форму карандашом. Из-за своих размеров он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Его создатель — дипломник Утёмов — хотел, чтобы у машины была минимальная лобовая площадь. С этой целью он довел ширину машину до 670 мм, а водитель должен был находиться в кузове практически в лежачем положении. Все колеса имели независимую подвеску. Кроме того, дипломник применил нестандартное решение — установил на свою машину колеса, состоявшие из стеклопластиковых половинок. Но идея оказалась неудачной: во время рекордных заездов на озере Баскунчак в 1963 году эти колеса разлетелись в клочья. Владимир Никитин, пилотировавший машину, чтобы как-то спасти положение, за ночь выточил четыре стальных колеса. Но это не помогло: машина на стальных дисках постоянно теряла контакт с опорной поверхностью, и пилоту едва удалось преодолеть рубеж в 100 км/ч при расчетной скорости 200−220 км/ч.

ХАДИ-3 ХАДИ-3 Малютка ХАДИ-3, построенный в 1963 году, был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Его параметры впечатляют: вес — 180 кг, ширина — 0,67 м, высота — 0,51 м. Расчетная максимальная скорость составляла 220 км/ч, но она никогда не была достигнута из-за неудачной конструкции колес.

Другой студенческий автомобиль ХАДИ-4 чуть было не привел к смерти Никитина. Мощный 200-сильный аппарат с двигателем объемом 3 л имел расчетную скорость 300 км/ч. Во время рекордного заезда на нем ничто не предвещало беды: Никитин промчался по соляному озеру Баскунчак в одном направлении, показав впечатляющую скорость, а когда разогнался в обратном направлении, у машины лопнула шина. На безумной скорости автомобиль понесся на хронометристов. Если бы пилот не успел среагировать и повернуть руль, то погиб бы не один человек, а так после поворота руля автомобиль подлетел в воздух, перевернулся и загорелся. Каким-то чудом Никитина удалось спасти, но он получил серьезные травмы и долгое время находился на излечении.

Тем не менее авария никак не повлияла на карьеру Владимира Константиновича: вернувшись к работе, он с неугасающей энергией принялся за создание новых рекордных автомобилей. Разве что к выбору шин стал подходить ответственней: специально для этого поехал в Москву в НИИ шинной промышленности, где ему специально для ХАДИ-7 разработали шины, способные выдержать скорость до 400 км/ч.

К этому рубежу скорости Владимир Никитин шел давно: ведь ХАДИ-7 стала продолжением «сольной» разработки гонщика «Харьков-7», которой он начал заниматься еще до начала работы в институте. Изначально Никитин планировал оборудовать автомобиль мотором V8 мощностью около 300 л.с., но затем решил сделать машину еще более быстрой: отказался от ДВС и установил на автомобиль вертолетный газотурбинный двигатель ГТД-350 мощностью 400 л.с. Увы, к этому времени соляное озеро Баскунчак, где устанавливались всесоюзные рекорды скорости, порядочно изрыли, добывая соль, и Никитину пришлось довольствоваться Чугуевской трассой, расположенной недалеко от Харькова. Она была слишком короткой для того, чтобы преодолеть заветный барьер, но позволяла установить другие рекорды. Например, на дистанции 1 км с места 55-летний Владимир Никитин смог разогнать свой автомобиль до 320 км/ч!

ХАДИ-7 ХАДИ-7 Самый скоростной советский автомобиль из всех сохранившихся. Никитин надеялся первым в стране преодолеть на нем скоростной барьер в 400 км/ч, но из-за отсутствия подходящей трассы автомобиль так и не установил скоростного рекорда (только рекорды ускорения).

Студенты Владимира Константиновича были разочарованы: на озере Баскунчак их наставник наверняка преодолел бы отметку в 400 км/ч, а так, имея самый быстрый советский автомобиль, они из-за отсутствия трассы не могли перебить тогдашний всесоюзный рекорд Ильи Тихомирова. Последний в 1963 году проехал по Баскунчаку на автомобиле «Пионер-2» с двумя газотурбинными двигателями со средней максимальной скоростью 311 км/ч (по результатам двух заездов). Кстати, этот рекорд до сих пор считается высшим официально зарегистрированным отечественным достижением.

Выход на сверхзвук

К 1966 году, когда на Чугуевской трассе Никитин на ХАДИ-7 устанавливает новый набор всесоюзных рекордов, в СССР уже не проводили рекордные заезды. В стране не осталось мест, где можно было обеспечить высокий уровень безопасности для таких соревнований. На первый план вышли шоссейно-кольцевые гонки. Но Никитин с присущим ему упорством продолжает заниматься своим любимым делом. Весной 1968 года Владимир Константинович со студентами затеял грандиозный проект строительства самого быстрого в мире автомобиля, который должен был развивать скорость 1200 км/ч! Вероятно, гонщик понимал, что он сможет двигаться в выбранном им направлении и заручиться необходимой для этого поддержкой, только придав программе общенациональный масштаб.

ХАДИ-26 ХАДИ-26 В период с 1983 по 1988 год в ХАДИ было построено три рекордно-гоночных дрэгстера — ХАДИ-26, ХАДИ-27 и ХАДИ-28Э. Увы, соревнования на установление рекордов скорости в СССР уже не проводились, и создателям дрэгстеров пришлось довольствоваться лишь участием в разных автомобильных выставках.

С началом проекта команда Никитина сразу ощутила всю сложность задачи: ведь они хотели не просто улучшить всесоюзный рекорд, а превзойти его в четыре раза! Знаний, полученных в стенах автомобильного института, для осуществления проекта оказалось явно недостаточно, и тогда Никитин подключил к работе студентов-старшекурсников Харьковского авиационного и Харьковского художественно-промышленного институтов. С их помощью работа стала продвигаться куда быстрее и веселее. Многие уверились в реальности осуществления такой грандиозной задачи. Правда, не все шло так гладко. Например, в 1970 году, когда ХАДИ-9 еще был не закончен даже на бумаге, до харьковчан дошла новость о том, что Гари Габелич «на сухопутной ракете» Blue Flame преодолел рубеж в 1000 км/ч. Студенты приуныли: значит, рубеж в 1000 км/ч закрепился за американцами. А в 1979 году, через год после того, как ХАДИ-9 с турбореактивным двигателем от МИГ-19 начал проходить испытания, из Америки пришла очередная новость о том, что пилот автомобиля Budweiser развил сверхзвуковую скорость. Официально эта информация потом не подтвердилась, но уверенности, что мы успеем опередить американцев в этом деле, поубавилось.

ХАДИ-9 и его конкуренты

1a205b22a1e247a4a55b170d2b7ac3b8_fitted_

Харьковчане надеялись первыми в мире преодолеть скорость звука, но не нашли места для рекордного заезда. Но даже если бы оно было, с тогдашним мотором им бы это не удалось. Зато можно было в 2−3 раза увеличить советский рекорд скорости.

1. «Пионер-2». Газотурбинный «Пионер-2» московского инженера и гонщика Ильи Тихомирова в 1963 году проехал по озеру Баскунчак со средней максимальной скоростью 311,419 км/ч. Официально рекорд не побит по сей день.

2. Spirit of America. В 1965 году на этом турбореактивном автомобиле американец Крейг Бридлав серьезно увеличил мировой рекорд, показав скорость 966,574 км/ч на соляном озере Бонневиля.

3. Blue Flame. В 1970 году американец Гари Габелич на ракетном автомобиле «Голубое пламя» впервые в истории преодолел рубеж 1000 км/ч на суше, показав 1001,452 км/ч.

4. Budweiser. Создатели ракетного Budweiser заявили в 1979 году, что их пилот развил сверхвузковую скорость, но официального подтверждения получено не было.

5. Thrust SSC. Англичанин Ричард Нобль в 1983 году превысил достижение команды Габелича, а в 1997 году осуществил свою мечту, преодолев звуковой барьер (его результат 1227,99 км/ч). Это нынешний мировой рекорд скорости.


Первые испытания ХАДИ-9 на безопасных скоростях дали почувствовать завидный потенциал этой машины. И все-таки пилоты машины, заявляя, что 700−800 км/ч харьковская ракета сможет преодолеть, сильно сомневались в достижимости рубежа в 1000 км/ч и тем более скорости звука. Аппарат был легче американских аналогов, но заметно проигрывал им в уровне тяги.

Какой же максимальной скорости удалось достичь на ХАДИ-9? Оказывается, никто об этом не знает. Известно, что из-за отсутствия подходящей трассы попыток установить на ней рекорд скорости не предпринималось. Но ходят слухи, что во время съемок фильма «Скорость» на озере Баскунчак с участием этой машины пилоты в тайне от всех разогнали машину до 500 км/ч:, но правда ли это или всего лишь хвастливая шутка, сегодня понять сложно.

Владимир Никитин: от шофера к рекордсмену

de9ab37362282e70b5e5bdff1f7ec998_fitted_

В гоночные автомобили Никитин влюбился в 1930-е годы, когда в СССР стали проходить автомобильные заезды на рекордные скорости. Но стать выдающимся гонщиком он тогда и не помышлял. в 9141-м тридцатилетний харьковчанин становится водителем военного грузовика. Именно в годы войны Владимир Константинович почувствовал в себе талант пилота, а после ее окончания начал искать способ применить его в мирное время. Устроившись работать в мастерских при гараже Харьковского обкома компартии, он получил возможность конструировать свой гоночный автомобиль на базе «Победы». Первая вариация, «Харьков-1», появилась на свет в 1950 году. Однако этот двухместный автомобиль не оправдал надежд конструктора: на высокой скорости его переставляло от обочины к обочине, так что после испытаний механик занялся его доработкой. У второй вариации таких проблем не было, что позволило Никитину приблизиться к рубежу 180 км/ч. После ряда доработок в мае 1951 года Владимир Константинович вывез «Харьков-3» в Москву на старт рекордных заездов и на Минском шоссе показал среднюю скорость 186,5 км/ч. Спустя месяц харьковчанин выжал из машины уже 194,1 км/ч, а осенью он (первым в СССР!) перешагнул рубеж 200 км/ч, развив скорость 202,2 км/ч.


Найти трассу для испытаний машины в СССР Никитину так и не удалось. Зная о затруднениях харьковчан, американские энтузиасты пригласили команду Никитина к себе в штат Юта на знаменитое соляное озеро Бонневиль. Причем даже обещали взять все расходы на себя при условии, что русские посоревнуются там с американцами. Ведь это было бы грандиозное шоу. Но реализовать «сухопутный Союз-Аполлон» так и не удалось: советским специалистам было неудобно лететь в Америку на американские деньги, а у самих валюты не было.

Была и еще одна преграда. Если раньше при рекордных заездах почти всегда рисковал жизнью сам Никитин, то к этому моменту управлять «сверхзвуковым» автомобилем ему уже не позволял возраст (Владимиру Константиновичу было почти 70 лет), а у молодых бесстрашных энтузиастов высоких скоростей, видимо, не хватало опыта. Так что в начале 1980-х от разработки сверхзвукового автомобиля в ХАДИ перешли к созданию дрэгстеров — на них можно было установить новые рекорды на доступных испытателям коротких трассах, а потом студенты ХАДИ вслед за всей страной увлеклись шоссейно-кольцевыми гонками. Сегодня команда ХАДИ продолжает участвовать в таких гонках и занимает лидирующие места в чемпионате Украины.

  • Адреналин

    Почему нужно смотреть гонки: статья для чайников

  • Адреналин

    Жажда скорости Генри Сигрейва

Владимир Константинович Никитин умер в 1992 году в возрасте 81 года, оставив после себя несколько непобитых международных и всесоюзных рекордов скорости, а также с десяток оригинальных рекордных автомобилей. Большинство из них хранится в Харькове, в музее Автомобильно-дорожного института. К сожалению, не все они дожили до наших дней: ХАДИ-4, как уже было сказано, сгорел во время рекордного заезда, не сохранился и «сверхзвуковой» ХАДИ-9. На съемках фильма «Скорость» машина изрядно пропиталась рапой — насыщенным поверхностным соляным раствором. Долгое время после этого она простояла забытой на задворках ХАДИ, а когда о ней вспомнили, решив сохранить для будущих поколений, то на ее месте обнаружили груду ржавого металла. Так закончилась жизнь самого быстрого советского автомобиля, которому так и не суждено было установить ни одного рекорда скорости…

©  Популярная Механика