RIM: от Budgie до BlackBerry 10

Обратите внимание на большинство разговоров о BlackBerry 10 и вы услышите, что ее запуск воспринимается довольно радикально. Все или ничего. Пан или пропал. И это не преувеличение - выход BlackBerry 10 является последним звеном цепочки изменений компании и от успеха этой операционной системы будет зависеть судьба компании. Способна ли она выбраться из того кризиса, в котором погрязла сегодня? Возможно, но это будет очень непросто.

В первые два десятилетия RIM обычно стартовала, что называется, "со скрипом". Компании было нечего терять и у нее было огромное желание изменить свою бизнес-модель для того, чтобы остаться на плаву. Как ни странно, это дало ей возможность превзойти такие компании, как Apple, Microsoft и Palm, которые были далеко позади RIM в плане видения истинного вида мобильных коммуникаций. Генеральный директор Майк Лазаридис (и возможный екс-директор Джим Балсилли) увидел незанятую нишу на рынке, будь то двусторонний пейджер или мобильная почта, и изменил стратегию компании на ее заполнение.

Однако, в 2000-х компания сбавила обороты. Большую часть десятилетия компания направляла на создание той бизнес-модели BlackBerry, которая сфокусирована на продаже ориентированных на почту смартфонов крупным клиентам. RIM потратила много времени на развитие своей философии вместо следования трендам, потеряв преимущество на рынке и начала работать над BlackBerry 10.

Запуск BlackBerry 10 - не просто тестирование нового дизайна. Это лотерея, которая определит, сможет ли обновленная Research In Motion занять такую же долю рынка, как в былые времена. Мы еще не обратились к рассвету компании, но ситуация довольно похожая. Хотя, есть одно отличие. В этот раз у компании нет преимущества в виде незанятых частей рынка. И, хотя компания держится увереннее, чем, скажем, Palm, второго шанса у нее может и не быть.

Оглянемся же назад и еще раз посмотрим на то, как компании удавалось "выстрелить", как она терпела поражения и как она, возможно, вернет себе былую славу с выпуском новой операционной системы.

 

1984-1994

Майк Лазаридис и Даг Фрегин официально основали Research In Motion 7 марта 1984 года с целью популяризовать Budgie - систему, позволяющую удаленно показывать информацию на экране телевизора. Они накопили достаточно "сил" и для других проектов, но настоящий прорыв произошел с основание первой беспроводной сети для передачи данных, Mobitex.

Разработка программного обеспечения, позволяющего работать с этими сетями, в 1993 году привела к запуску RIMGate, предшественника BlackBerry Enterprise Server и беспроводных торговых терминалов в 1994. Этот ранний период также позволил нам узнать Джима Балсилли, который встретил Лазаридиса, пытаясь приобрести RIM и, впоследствии, стал финансовым вице-президентом BlackBerry.

Многие другие компании тоже начали активно интересоваться этой нишей рынка.

 

1995-2001

Разработка программного обеспечения для Mobilex привела Research In Motion к производству своих устройств. Первым был модем PCMCIA в 1995. Первый же мобильный девайс компании, RIM 900 Inter@ktive Pager, появился на свет годом позже. Сразу за ним, в 1998 году, появился меньший по размерам и гораздо более успешный RIM 950. Первым же устройством, при упоминании названия которого на ум приходит BlackBerry, был RIM 957, который вышел в апреле 2000, но он мог только получать данные. Когда email-сервис BlackBerry был запущен в январе 1999, до выхода "чистого" BlackBerry-смартфона оставалось три года.

Многие смартфоны того времени были похожи по дизайну на Nokia 9000 (1996), R380 от Ericsson, работающий под управление Symbian (2000) и Kyocera 6035, работающий под управлением Palm OS (2001). Они невероятно расширили рынок PDA-устройств. Это был период расцвета Palm, и многие пользователи были довольны этим.

 

2002-2005

Эра BlackBerry началась в марте 2002 года, когда RIM выпустила BlackBerry 5810. Это был первый портативный девайс от Research In Motion с поддержкой GSM и GPRS, хотя для того, чтобы слышать собеседника, приходилось вставлять наушники. Ситуация улучшилась с выходом новых устройств со встроенными разговорными динамиками. Цветные экраны появились вместе с моделями BlackBerry 7200 и 7700, но настоящий прорыв произошел в 2004 со смартфоном BlackBerry 7100, который предназначался для потребителей, желающих иметь BlackBerry. В 2005 появился BlackBerry 8700 - улучшенная версия 7100. Многие считают его первым современным BlackBerry-смартфоном, в котором сочетается неплохой дизайн, полноценная клавиатура и все нужные для комфортного использования функции. Но у RIM не было времени почивать на лаврах. Nokia, Palm и остальные также обратили внимание на смартфоны, а Microsoft в 2002 году выпустила Pocket PC и Windows Mobile, которая, как оказалось, сыграет большую роль для HTC.


2006-2007

В середине прошлого десятилетия RIM достигает вершины своего успеха. BlackBerry Pearl в 2006 году был первым смартфоном компании, направленным на обычную публику и имел такие радикальные (для RIM) особенности как камера и воспроизведение медиа-файлов. Pearl и Curve (оснащенный QWERTY-клавиатурой) в 2007 взорвали продажи. Однако, в этом же году Apple выпустила iPhone и пробудила в людях любовь к тачскринам. RIM же, наоборот, считала, что пользователям нужна полноценная клавиатура. И, в тот момент, когда надо было внимательно следить за рынком и продажами, Research In Motion не увидела самого главного.


2008-2009

Несмотря на любовь к физическим кнопкам, RIM решает возобновить борьбу на рынке и повышает ставки. Традиционалисты получили высококлассный смартфон BlackBerry Bold 9000 в мае 2008, потенциальные пользователи Android и iPhone - BlackBerry Storm в ноябре того же года. BlackBerry App World противопоставили Android Market и AppStore через несколько месяцев, фактически в 2009. Платформа достигла пика в 20.8 процентов рынка в третьем квартале того же года и, по данным Gartner, после этого популярность начала увядать. iPhone 3GS помог Apple обогнать RIM на первое время. Суета вокруг BlackBerry Storm быстро утихла и Storm 2 - издание от Verizon - только помог повысить популярность Android- смартфона Motorola Droid, запущенного в тот же день.

 

2010

RIM понимала, что BlackBerry нуждается в чем-то большем, чем просто стабильная работа и провела большую часть 2010 года в попытках заложить основы для "капитального ремонта". Они взяли на работу разработчиков для операционной системы для BlackBerry Tablet и BlackBerry 10. Результаты не заставили себя долго ждать - в сентябре RIM показали почти готовый планшет BlackBerry PlayBook. Но у покупателей не было желания ждать слишком долго и все больше и больше пользователей BlackBerry обращали внимание на другие операционные системы. По данным Gartner, этот год остался за Android, который стремительно поднялся с 3.9 процента рынка в 2010 году до 27.7 процентов в 2010, сразу за стремительно теряющем популярность Symbian.

 

2011

Research Imn Motion столкнулась с неприятием пользователей в 2011. PlayBook был принят настолько холодно, что потребовалось делать распродажу оставшихся лежать на складах устройств. Отчасти это потому, что в планшетах не было основной функции, которая являлась сильной стороной компании - функции обмена сообщениями. Устройства под управлением BlackBerry 7, такие как Bold 9000, стали последним "ура" компании, которая постепенно начала падать в бездну. Выпуск porshe Edition P' 9981 стоимостью $2000 и утеря марки BBX не вызвали любви у публики. Менеджмент компании видел проблемы, но не видел путей их решения. Компания избежала судьбы Palm, но оставалась далеко позади Nokia в процессе переработки идей. К тому времени у Nokia уже были смартфоны, работающие под управлением Windows Phone. Apple же в конечном итоге поднялась на вторую позицию в 2012 году.

 

2012

Год обновлений...в каком-то смысле. Ветеран компании Торстен Хейнс заменил Балсилли и Лазаридиса. Он пытался хоть как-то удержать компанию на плаву путем сокращения рабочих мест. Несколько давно работающих руководителей ушли из компании, и очень мало было сделано для ожидающихся Blackberry PlayBook 4G и бюджетных телефонов. Судьба компании теперь зависит от BlackBerry 10 и устройств под ее управлением. Хейнс столкнулся с проблемами быстро: система BlackBerry 10 была отложена до 2013 года, и компания начала подсчитывать значительные убытки после многих лет прибыли.

 

2013

RIM начала 2013 год в том же духе, в котором провела 2012. Она на пути к тому, чтобы представить BlackBerry 10 как третьего лидера рынка и постарается опередить Android и iOS.

©  4PDA