Редкий вид человеческого рака нашли на хвосте динозавра

Для ученых давно не секрет, что многие животные также могут болеть раком, однако у каждого вида, обычно, свои типы онкологии. Тем удивительнее было для исследователей обнаружить останки динозавра возрастом 66 миллионов лет со следами пусть и редкой, но знакомой врачам формы человеческого рака.
Редкий вид человеческого рака нашли на хвосте динозавра
4adf7c0ce1b0822acf6f0eee5edae0c7_cropped
14 февраля 2020 19:36

Гистиоцитоз икс (лангергансоклеточный) — малоизученное онкологическое заболевание, как правило, поражающее детей. У страдающего этим видом рака человека начинают интенсивно размножаться два вида клеток — эозинофилы и гистиоциты. В норме они являются узкоспециализированными составляющими иммунной системы, однако в своей злокачественной форме накапливаются в легких и костях. Опухоль формирует характерные рубцы, которые и обнаружили ученые Тель-Авивского университета.

В Канаде обнаружены останки динозавра гадрозаврида, на позвонках которого сохранились следы гистиоцитоза X — редкой формы рака Расположение обнаруженных позвонков на скелете животного

Согласно статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, подозрительные позвонки хвоста динозавра были найдены в южной части канадской провинции Альберта. Они принадлежали молодой особи динозавра семейства гадрозавриды, умершей около 60−70 миллионов лет назад. Эти древние животные обитали на суше и питались, в основном, растительностью. Их отличительная особенность, за которую они полюбились художникам и создателям тематических фильмов — «утиная» морда со своеобразным рогом поверх носа.

В Канаде обнаружены останки динозавра гадрозаврида, на позвонках которого сохранились следы гистиоцитоза X — редкой формы рака Повреждения позвоночника человека, больного гистиоцитозом в результате развития опухолей

На восьми из одиннадцати найденных позвонков были видны следы, которые заинтересовали эволюционных анатомов и палеонтологов. Исследователи заподозрили рак и не ошиблись. Компьютерная томография костей с разрешением в несколько микрометров позволила построить трехмерную модель тканей, а также реконструировать опухоль со всеми прилегающими сосудами. По всем признакам перед учеными был гистиоцитоз X, только возрастом более 60 миллионов лет.

В Канаде обнаружены останки динозавра гадрозаврида, на позвонках которого сохранились следы гистиоцитоза X — редкой формы рака Фотография одного из позвонков крупным планом. Цифрами обозначены области костной ткани, переродившейся в результате опухолевого процесса, а также новообразованные кровеносные сосуды (их следы) для питания опухоли

Данное заболевание, кроме человека, обнаруживается у других видов животных не впервые: есть свидетельства, что от него страдают тигры и тупайи (небольшие тропические млекопитающие, похожие на белок). Однако столь большой его возраст стал удивительным открытием — ранее у динозавров этот тип рака никогда не обнаруживался. Что особенно важно, новая научная работа поможет в создании методов лечения для человека.

В Канаде обнаружены останки динозавра гадрозаврида, на позвонках которого сохранились следы гистиоцитоза X — редкой формы рака Срезы, полученные с помощью компьютерного рентгеновского томографа микрометрового разрешения (µCT)

Гистиоцитоз очень плохо изучен из-за своей редкости, поэтому любые новые сведения о нем будут полезны. На текущий момент считается, что это довольно мучительное онкологическое заболевание тесно связано с нарушениями иммунной системы. Проблема в том, что его специфического лечения нет — оно почти всегда только симптоматическое. В ряде случаев гистиоцитоз проходит бесследно, но также он нередко уносит жизни, вызывая легочную или сердечную недостаточность.

В Канаде обнаружены останки динозавра гадрозаврида, на позвонках которого сохранились следы гистиоцитоза X — редкой формы рака Трехмерная модель опухолей на двух позвонках