Реальность против виртуального мира: как будут расширяться первые метавселенные
Регулирование метавселенных — только вопрос времени. Оно необходимо как минимум для того, чтобы мы могли официально зафиксировать этот термин.
Я бы сказал, что метавселенная, или Metaverse — это платформа, которая, используя цифровые и биотехнологии, объединяет физическую, дополненную и виртуальную реальности и предоставляет в коллективном онлайн-пространстве мир альтернативной реальности, где люди и объекты могут взаимодействовать друг с другом для создания экономических, социальных и культурных ценностей.
Идея метавселенных встречается во множестве фантастических книг и фильмов, а многопользовательские компьютерные игры, по сути, представляют собой ее отдаленный прототип: миллионы людей общаются между собой в цифровом пространстве, готовы платить деньги за прокачку и уникальность своего игрового персонажа. Социальные сети — это тоже некие глобальные метапространства с широкими возможностями общения, передачи контента, гейминга и маркетинга.
Виртуальная и физическая реальность давно начали перемешиваться: люди живут в некоем гибридном мире. Но никогда этот мир не становился таким связанным, как при реализации идеи метавселенной. Инновационные платформы позволят, например, встречаться на одной площадке пользователям разных игр, обмениваться ценностями, приобретать виртуальное имущество и целые территории, создавать свои государства — и всё это не снимая VR-шлема.
Что останется после волны хайпа?
Итак, с прототипами метавселенных люди сталкиваются очень давно, но сейчас, с появлением Meta, Microsoft Mesh и других платформ идея альтернативного мира как никогда на слуху и технологически доступна для разработки. В связи с этим я вижу две разнонаправленные тенденции.
С одной стороны, чем активнее цифровая среда внедряется во все сферы жизни, тем сильнее проявляется усталость людей от Digital. Как будет складываться судьба первых метавселенных, сказать пока сложно. Рынок уже видел примеры волн хайпа: например, вокруг AR/VR, той же игры Pokemon Go. Прошли годы, а эти технологии всё еще нишевые. Причины — дороговизна и небольшая распространенность очков и шлемов для AR/VR, неготовность ИТ-инфраструктуры к объему и скорости передачи необходимого количества информации.
С другой стороны, сама концепция Metaverse может воплотиться в десятки новых, полезных сценариев: не только в индустрии развлечений, но и в сфере недвижимости, туризма, при создании цифровых двойников в промышленности. Например, технологии нейроинтерфейсов позволят человеку переносить наши пять чувств на удаленные от нас объекты — мы сможем «побывать» где угодно, хоть в других странах, хоть на Марсе.
Основы метавселенных
Для развития и популяризации глобальных виртуальных платформ однозначно потребуются новые, доступные пользовательские устройства, более мощные технологии для обработки и хранения данных. Так, недавно Meta построила один из самых быстрых суперкомпьютеров в мире для решений задач ИИ — Research Super Cluster (RSC). Также будут востребованы распределенные и граничные вычисления. Сложно представить будущее Metaverse без новых биотехнологий и устройств, позволяющих передавать информацию непосредственно в мозг человека.
Сети 5G, которые только начали внедряться в коммерческую эксплуатацию, не идеально подходят для Metaverse. Нужны сети, обеспечивающие существенно меньший уровень задержки при передаче данных, со скоростью от 100Гбит/с до 1Тбит/с, — такие, как 6G. Важно, что в России на государственном уровне задумываются о разработках сетей 6G — возможно, в этом направлении нам удастся стать пионерами отрасли.
Экономика компьютерных игр показала, что виртуальные миры прекрасно монетизируются. Применяемые в них механизмы легко перенести в метавселенные, к которым уже проявляют интерес крупные бренды. Например, недавно стало известно о планах Walmart предлагать товары и услуги в Metaverse. А в китайской метавселенной наблюдается рост спроса на виртуальную недвижимость, продаваемую как NFT. Переход в метавселенную криптовалют и NFT — это абсолютно закономерный процесс. Ценность тех или иных объектов в новом виртуальном мире будет определяться консенсусом, который определяет стоимость той или иной цифровой валюты. Потенциал в этой области очень велик, и количество моделей монетизации будет только расти.
Вместе с этим растут и риски: как противостоять мошенничеству в виртуальной реальности? Как бороться с вседозволенностью в альтернативном мире? Наконец, что будет, если метавселенная по какой-то причине просто закроется? Пока мы можем контролировать взаимоотношения в метавселенных в основном только по принципам и законам реального физического мира, но в недалеком будущем этого окажется недостаточно. На мой взгляд, это ещё одна из задач, помимо технологических, которую придется решать по мере «расширения» метавселенной.
Автор: Юрий Овчаренко, президент ГК IT_One