Конфликт Китая и Тайваня: может ли он перерасти в столкновение?
Може ли Китай устроить войну с Тайванем
Операция по демилитаризации и денацификации Украины, которая решением президента России Владимира Путина началась утром 24 февраля, может стать толчком для эскалации конфликта между Китаем и Тайванем, которые долгое время находятся в состоянии противостояния.
После поражения правившего в стране Гоминьдана от Коммунистической партии в гражданской войне 1945—1950 годов под управлением Китайской Республики остались только Тайвань и ряд малых островов. Она стала постепенно терять международное признание, а в 1971 году ее место в ООН было передано Китайской Народной Республике. В результате серии политических реформ, проведенных президентом Ли Дэнхуэем в конце 1980-х — первой половине 1990-х годов, КНДР превратилась в демократическое государство.
Более 60 лет Тайвань борется за собственную независимость, которую Китай давать не готов. В 2005 году в КНР был принят закон о территориальной целостности Китая, позволяющий использовать военную силу, если все мирные варианты объединения исчерпаны. Эксперты считают, что Китай может посмотреть на опыт «специальной операции» России на Украине, чтобы сделать выводы относительно вероятности силового решения проблемы.
Последует ли Китай на Тайвань вслед за Россией на Украине
Старший директор Института проекта 2049 и автор книги «Угроза китайского вторжения: защита Тайваня» Ян Истон считает, что президент России Владимир Путин и председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин могут координировать свои действия, поскольку у обеих стран одинаковые стратегические интересы.
Неясно, насколько китайский лидер Си Цзиньпин знал о готовящейся операции России на Украине. Если он и знал об этом заранее, то ничего не сделал, чтобы организовать собственную операцию на Тайвань. Китайским войскам, вероятно, потребуются недели или даже месяцы, чтобы собраться для присоединения Тайваня. Любая польза, которую Китай мог бы извлечь из российской «спецоперации», скорее всего, была бы в виде уроков, извлеченных из современной войны, включая тактику, логистику и эффективность определенных видов вооружений.
Китай может быть не в состоянии вторгнуться на Тайвань сегодня, но завтра будет другая история. Тем временем КНР, скорее всего, усвоит столько уроков о «военной специальной операции» России, сколько сможет. Если дела у Владимира Путина, чьи силы превосходят силы Украины, пойдут хорошо, то это может придать смелости Си Цзиньпину и укрепить планы вторжения на остров. Если «спецоперация» для России, которая уже столкнулась со сложностями, пройдет не так гладко, Китай может убедиться, что нападение на Тайвань в конечном счете слишком рискованно.