Растут ли волосы и ногти человека после смерти
О мертвецах с отросшими ногтями и волосами писал еще Ремарк, но стоит ли доверять этому популярному мифу?
Один из таких мифов заключается в том, что спустя дни и недели после остановки сердца волосы и ногти продолжают расти так же интенсивно, как и при жизни. В результате мертвец обзаводится внушительным маникюром и шевелюрой, что, якобы, и послужило источником для многочисленных преданий о спящей в гробах нежити.
На самом же деле даже школьных познаний в медицине достаточно, чтобы понять всю абсурдность подобных утверждений. Для того, чтобы внутри клеток осуществлялись процессы деления, им необходимо огромное количество энергии и питательных веществ. В здоровом теле их обеспечивает кровь, снабжая организм всем необходимым и попутно утилизируя вредные продукты метаболизма. Но если сердце остановилось и кровь буквально свернулась в венах, то и все процессы клеточного деления быстро сходят на нет.
Справедливости ради стоит отметить, что после клинической смерти у организма человека все еще сохраняется небольшой ресурс для осуществления метаболизма. Поскольку отмирание клеток в разных тканях происходит с разной скоростью, клетки ногтей и волосяных сумок в самом деле могут какое-то время делиться даже при остановке сердца. Но речь в данном случае идет о секундах и считанных минутах, а вовсе не о долгих неделях.
Но откуда все же растут корни подобных мифов? Что ж, затронутое тленом тело в самом деле нередко может похвастаться длинными ногтями и якобы отросшей шевелюрой. Но никакой мистики в этом нет. После смерти наш организм начинает быстро терять влагу и жировую ткань. Из-за этого его пропорции меняются, кожа становится тонкой и похожей на пергаментную бумагу, а мягкие ткани постепенно перестают покрывать кости и суставы.
В повседневной жизни основание ногтей и корни волос скрыты от наших глаз кожей и соединительными тканями. Когда же те исчезают, обнажая основу, ногти и волосы в самом деле удлиняются —, но лишь визуально. Фактическая же длина остается неизменной, и со временем будет лишь уменьшаться под действием пусть медленных, но все же неумолимых процессов разложения.