Раскрыт секрет фобии «черной кошки»
Представьте себе прохладное осеннее утро. Вы выходите из любимой кофейни и, поймав боковым зрением движение в кустах, видите черного кота, спокойно прогуливающегося по тротуару. Поддаться суеверию и перейти дорогу или пройти мимо? Хотя здравый смысл подсказывает, что страх перед черными кошками — всего лишь древний миф, предвзятость к черным животным все еще сильна и влияет даже на нашу систему законов защиты редких видов.
Ученые отмечают, что однотонный черный или белый окрас у диких животных встречается крайне редко и часто становится эволюционным препятствием. Окраска в животном мире выполняет множество важных функций: от маскировки до регулирования температуры тела и коммуникации. Например, у белохвостых оленей белый хвост сигнализирует об опасности, а ярко-красная грудка самца кардинала привлекает внимание потенциальной партнерши.
Цветовые вариации, такие как меланизм (преобладание темного пигмента) или лейкизм (снижение количества пигмента), служат интересными примерами эволюционных аномалий. Чисто черные пантеры — это не отдельный вид кошачьих, а всего лишь темноокрашенные леопарды или ягуары. С другой стороны, белые кермодские медведи-призраки — это не альбиносы, а редкая белая разновидность американских черных медведей.
Эти мутации связаны с особенностями генов. Так, в животном мире мутации гена MC1R могут привести к светлым оттенкам окраса, а у людей этот же ген вызывает рыжие волосы.
Исследование биологов, изучающих отношение человека к дикой природе, выявило закономерность: в Соединенных Штатах законы о защите диких животных чаще всего относятся к белым или альбиносным особям, реже — к их черным собратьям. Например, в Миннесоте, Иллинойсе и Висконсине альбиносы и белые олени охраняются законом, а в Марионвилле, штат Миссури, белым белкам предоставлено право на безопасный переход через дороги, и нарушение карается штрафом. В Луизиане запрещено ловить белых аллигаторов, и за это полагается штраф в размере не менее $10 000 и тюремное заключение.
Также в США популярны фестивали и праздники, посвященные белым животным, как, например, «Уикенд Белой Белки» в Северной Каролине. На фоне такой защиты белых животных становится еще более удивительным отсутствие подобных мероприятий и законов для животных с черной окраской, хотя меланизм, как отмечают ученые, встречается даже реже, чем альбинизм или лейкизм.
С древних времен культура, мифы и легенды наделяли цвета разными смыслами. Белое ассоциировалось с чистотой, светом и добром, тогда как черное — с ночными страхами и опасностью. Подобные ассоциации сохраняются до сих пор и порой обуславливают предвзятое отношение людей к диким животным, особенно редким видам, которым требуется защита и забота. Поэтому черная кошка на дороге все еще способна вызвать суеверный страх, а белый олень воспринимается как символ мира, который заслуживает особой защиты.
Ранее ученые нашли причину необычного рисунка шерсти у финских кошек.