Путешествие в метавселенную: темная сторона светлого будущего
Описанное больше похоже на нечто из области фантастики, верно? Спешим вас обрадовать (или огорчить), это не фантастика, а метавселенная или ее идеальное представление.
Метавселенная — это виртуальный мир, в котором несуществующие в реальности объекты сосуществуют с абсолютно реальными вещами и действиями в контексте единой платформы. Главная идея такой вселенной — слияние физического и цифрового мира в одной экосистеме. Простыми словами: метавселенная позволяет пользователям переноситься в другую реальность с помощью цифровых аватаров. Подобные альтернативные реальности в теории должны частично заменить или стать полным аналогом нашего мира во всех отношениях — от образования и развлечений до экономических вопросов.
Кстати, некоторые метавселенные имеют собственную валюту, которую уже можно использовать для покупок в виртуальном мире, а купленные товары будут доставлены в реальности. На данный момент это преимущественный, если не единственный, путь развития для бизнеса.
Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!
Надо отметить, что метавселенная возникла как еще один способ заработка. Но почему именно сейчас? Начатая в 2007 году Стивом Джобсом мобильная революция подошла к концу, а интернет присутствует даже в самых отдаленных уголках Земли. Следующим же шагом развития создатели метавселенной видят объединение двух миров. Так, по прогнозам аналитиков Goldman Sachs, в течение следующих 5–10 лет метавселенная должна стать рычагом перехода от Web 2.0 (мобильный интернет, облачные технологии и прочее) к Web 3.0 (децентрализованный интернет, локальные платформы). Однако на пути к «идеальному» миру всегда есть свои препятствия.
Вопрос устройств
Основная причина неуспеха идеи метавселенной на данный момент заключается в том, что пока технологии не достигли необходимого уровня удобства пользователей. Шлемы, очки, перчатки — все это максимально неудобно, но не по причине громоздкости, как вы могли подумать, а из-за способа ввода данных. Помните очки дополненной реальности Google Glass, которые не смогли сделать прорыв на рынке? Причина неудачи кроется не в сомнительности технологий, а именно в способе ввода данных — нужно сфотографировать то, что хочешь найти, или по старинке сказать «Окей, Google!». Только гарантии точности распознавания в шумном мегаполисе никто не дает.
Однако, даже если решить проблему самого устройства в том или ином виде, как это пытается сделать, например, Apple, проблема общения с гаджетами все равно останется. Даже если пользователи давно привыкли к голосовому вводу, ежедневно общаясь с Siri и Алисой, мы все еще не говорим с устройствами на одном языке — язык команд остается неестественным для человека. То же самое относится и к VR/AR — чтобы пользователям было удобно (не обязательно правильно), необходимо предоставить возможность вводить данные «с мозгов».
Вопрос клиентского обслуживания
Если говорить про клиентское обслуживание в новой реальности, то первый и главный вопрос, который стоит себе задать — зачем? Пользователи погружаются в цифровой мир в первую очередь не за покупками, а за новым пользовательским опытом. Поэтому с точки зрения обслуживания интересны скорее не стандартные вопросы поддержки, — помощь с доставкой и выбором товаров, возврат –, а вопросы способов и самого обслуживания устройств (вдруг кого-то ударит током). Однако это не относится к игровым метавселенным, в которых клиентское обслуживание как таковое отсутствует. Вы же не будете просить помочь вам пройти босса, верно?
Кстати, в свое время компания Amazon выпустила планшет Kindle Fire, встроив в него возможность связи с поддержкой с помощью видеозвонка. На тот момент инновационный кейс ныне превратился в нашу обыденность. На сегодняшний день оптимальная поддержка клиентов заключается в минимизации количества его действий. При этом неважно, где находятся ваши клиенты — в метавселенной или в реальном мире.
Вопрос рекламы
В перспективе метавселенная даст простор для развития растущего e-commerce рынка — в новой среде можно будет зарабатывать как на рекламе, так и на продаже товаров. Однако в реальности это относится не ко всем компаниям. Например, такие компании, как Microsoft (выбрала вектор игровых метавселенных), являются продуктовыми бизнесами и не рассматривают рекламу в качестве основного источника дохода.
Так или иначе, реклама перешла в онлайн формат еще несколько лет назад, поэтому сейчас присутствие брендов в метавселенных — это скорее способ PR-продвижения, чем perfomance-канал.
Если компания все же выбирает метавселенную как площадку для рекламы, то следует задуматься о рекламе виртуальных товаров, а не физических вещей. Здесь важно создать для пользователя прямой контакт с вашим сервисом, чтобы он перенес полученный виртуальный опыт в реальный мир. Однако возможность измерения эффективности таких компаний ограничена — стандартные инструменты отслеживания технически пока не готовы к новой реальности.
Вопрос продажи товаров
Помните монетки, которые вам надо было купить, чтобы приобрести дополнительные земли для расширения фермы в смартфоне или суперспособности для персонажа игры? Это virtual goods, то есть виртуальные игровые предметы, которые сейчас на пике популярности в метавселенных.
Крупнейшие компании воссоздают коллекции одежды в виртуальном мире, а риелторы закупают земли для дальнейшей перепродажи. Это происходит не безосновательно: содержать магазин в виртуальной реальности намного менее трудозатратно и экономически выгоднее, чем обслуживать реальный магазин с сотрудниками. Однако приобретение собственного автомобиля в метавселенной и даже его обслуживание на ТО не имеет продолжения в реальной жизни из-за изначального отсутствия полного погружения в другую реальность. Так, продажа цифровых товаров не может заменить физические вещи. Это скорее любопытное дополнение для тех, кому интересно разнообразить свою цифровую жизнь.
Вопрос безопасности и этики
Вопросы защиты личных данных волнуют пользователей даже там, где граница между цифровым и реальным миром постепенно стирается. На настоящий момент в метавселенной нет никаких законов и мер наказания за их нарушение, поэтому вопросы конфиденциальности волнуют специалистов в первую очередь, так как взломы и фальсификация игровых аккаунтов не являются редкостью.
Справедливо предположить, что и метавселенная столкнется с подобной проблемой. Одним из важнейших элементов в этом случае станет цифровая идентификация пользователей. Если идея метавселенной воплотиться сполна, профиль пользователя будет содержать в себе не только дату и город рождения, но и информацию о банковских счетах и даже биометрические данные.
Дело в том, что вопросы безопасности в метавселенной полностью перекликаются с обычным интернетом, где главным фактором является количество участников и широта возможностей для креатива. Если просто дать волю фантазии пользователей, можно представить, что из этого получится. То же, что и с немодерируемый ML-моделью GPT-3, которая со временем превратилась в «Гитлера».
Идея метавселенной по-настоящему инновационна и интересна, однако мы не готовы к полному переходу и погружению в новую реальность, так как на данный момент инфраструктуры всемирной сети просто не достаточно.
Если верить киберпанковским книгам, метавселенная однажды настигнет нас, но в далеком будущем, где обычные линзы смогут перенести нас в цифровую вселенную, а с помощью сигналов синапсов мы сможем управлять бионическими конечностями.
Материал подготовлен компанией Voximplant