Провал на 200 млн долларов: Sony закрыла студию разработчиков Concord
Sony закрыла Firewalk Studios — студию, которая создала многопользовательский шутер Concord. Проект оказался амбициозным долгостроем с бюджетом в 200 миллионов долларов, но, несмотря на затраты и усилия, его путь оказался коротким. Спустя всего несколько недель после релиза игра прекратила существование, а серверы отключили навсегда. Hi-Tech Mail рассказывает о громкой истории.
Что случилось с Concord и почему закрыли Firewalk Studios
Шутер Concord вышел 23 августа 2024 года. На разработку игры ушло почти восемь лет. Однако Sony поставила крест на преокте в начале сентября. Уже в октябре компания свернула деятельность разработчиков в Firewalk Studios. В официальном обращении руководитель направления PlayStation Герман Хульст отметил, что, несмотря на некоторые удачные элементы, Concord не смогла привлечь достаточно игроков. Решение было окончательным — 6 сентября серверы отключили, а попыток перезапустить игру не предвидится.
Разработчики подтвердили, что ожидали закрытия студии после ухода креативного директора Райана Эллиса в сентябре. Как стало известно, сразу после релиза Concord продажи оказались очень низкими. За несколько недель геймеры приобрели не более 25 тысяч копий игры, а онлайн в Steam не превышал 700 пользователей. Вскоре активность снизилась еще больще — одновременно играли до 30 человек. Эти показатели заставили Sony провести анализ и взвесить варианты, после чего руководство пришло к решению закрыть проект.
Почему игра провалилась
Главной причиной провала Concord многие считают высокую стоимость. Цена на релизе составляла 40 долларов — сумма, редкая для жанра онлайн-шутеров, где чаще встречается условно-бесплатная модель, как в случае с популярными играми Overwatch и Apex Legends. Эта конкуренция сыграла не на руку новому проекту Sony. Несмотря на обещанный уникальный контент, игра не смогла привлечь широкую аудиторию.
Критики также отметили устаревшие механики, слабый дизайн персонажей и сюжет, который не соответствовал ожиданиям геймеров. Concord предлагала игрокам выбирать из 16 персонажей с уникальными способностями и сражаться на 12 локациях, но геймплей быстро показался однообразным. Кроме того, поздний запуск маркетинговой кампании не привлек внимания к новинке и оставил многих потенциальных игроков без информации о проекте.
Получилось, что на момент выхода Concord уже не вписывалась в рынок, где тайтлы жанра PVP-шутеров стали повседневными и требовали значительного превосходства, чтобы заинтересовать геймеров. Несмотря на качественные идеи, в целом геймплей не смог выдержать конкуренции с более успешными проектами.
Кого еще закрыла Sony
Firewalk Studios — не единственная жертва политики Sony по реструктуризации. В то же время закрыли студию Neon Koi, бывшую Savage Game Studios. Она разрабатывала мобильный экшен для PlayStation, который не успел выйти, несмотря на статус ААА-проекта. Sony отметила, что закрытие этой студии не означает отказа от мобильного направления, но перспективы на релиз мобильных тайтлов PlayStation в 2024 году остаются туманными.
Кроме того, ранее компания объявила о сокращениях в ряде своих подразделений, включая Insomniac Games, Naughty Dog, а также London Studio, известной своими играми для PS VR. Реструктуризация затронула 8% всего штата, или около 900 человек. Это решение отражает давление на гейм-индустрию в целом, где за 2023−2024 годы под сокращение попали более 16 000 сотрудников разных компаний.
Почему в игровой индустрии в целом есть проблемы
Не только у Sony есть сложности в производстве игр. Современная индустрия сталкивается с рядом системных проблем, которые разочаровывают игроков и вынуждают их искать новые, зачастую альтернативные развлечения. Одна из ключевых проблем — техническая составляющая многих проектов. В последние годы AAA-тайтлы выходят в таком «сыром» состоянии, что игроки сталкиваются с багами и серьезными недоработками уже на релизе. Проекты нередко напоминают не законченные игры, а скорее открытый бета-тест: от загрузки шейдеров, которая может занимать больше часа, до некорректного использования ядер процессора, как это было в Callisto Protocol за 138 млн долларов. К сожалению, это больше не единичные случаи, а настоящая тенденция — множество крупных проектов сталкиваются с недоработками, что подрывает доверие к разработчикам.
Кроме того, отсутствует значимое развитие в структуре самих игр. Крупные студии, которые вкладывают колоссальные бюджеты в создание проектов, все чаще избегают риска и полагаются на проверенные формулы, которые уже приносили прибыль. Это привело к стагнации жанров и механик, а также к однообразию новых релизов. Геймеры видят все более детализированную графику, но новизны в игровом процессе почти нет, что разочаровывает многих поклонников жанра. Например, Starfield наглядно показала, как разработчики акцентируются на масштабе и визуальных улучшениях, а не на глубине и уникальности игрового процесса.
К вопросу о ценах — стоимость AAA-тайтлы достигла 60−100 долларов за стандартное издание, но игроки не видят значительных отличий в качестве таких продуктов. Цена повышается, но технические недоработки, однообразие и отсутствие инноваций остаются неизменными проблемами, и это вызывает у геймеров естественное возмущение. Они не готовы платить такие деньги за игры, которые по сути не дают ничего нового.
Неудивительно, что на фоне всех этих проблем все больше игроков начинают обращать внимание на инди-проекты. Они зачастую предлагают свежие идеи и креативные механики, чего так не хватает в мире AAA. Несмотря на меньшие бюджеты, инди-игры могут предложить уникальный опыт, который запоминается геймерам надолго. Как пример, трехмерный платформер Astro Bot от Sony смог предложить насыщенный и разнообразный геймплей. Astro Bot показывает, что успех проекта не обязательно зависит от бюджета и масштаба — качественные идеи и внимательное отношение к деталям делают игру привлекательной для пользователей.
Что сейчас предпочитают геймеры
Современные игроки начинают осознавать ценность своего времени и ищут проекты, которые не перегружают их лишними деталями, ненужными механиками и однотипными задачами. Многие предпочитают работы студий, которые внимательно относятся к качеству и уникальности геймплея. Инди-тайтлы продолжают привлекать все больше внимания, так как они предлагают именно то, чего так не хватает в мире крупных проектов — инновации и искренний подход к разработке. Сегодня геймеры ценят не графику и масштаб, а глубину, оригинальность и уважение к их времени, что объясняет стремительно растущую популярность независимых разработчиков и небольших игр.
Так, например, сейчас готовится к выходу отечественная тактическая ролевая инди-игра «Сатурн», которая очень похожа на культовые Fallout и Disco Elysium.