Профессия будущего: почему робототехнику начинают изучать даже в гуманитарных вузах

08.02.2022, 15:48
В 2020 году направление «Робототехника» или смежное с ним открылось сразу в нескольких гуманитарных и классических вузах. Например, в Российском экономическом университете имени Плеханова c этого года занимаются сервисной робототехникой. В этой статье мы объясним, зачем роботов изучают не только в технических вузах и почему это так важно.
Компания Promobot
Профессия будущего: почему робототехнику начинают изучать даже в гуманитарных вузах

Статья о поколении людей, для которых нет границ между «гуманитариями» и «технарями».

Междисциплинарный характер

Создание роботов предполагает большой багаж знаний, поскольку в роботах, по определению, совмещаются hard и soft — конструирование и программирование. Если вам нужно, чтобы робот двигался, вы должны знать не только язык программирования, чтобы написать команду, но и особенности конструкции, материалов, поверхностей —, а это уже области физики и химии.

Тем не менее, программирование и конструирование — это всё же технические знания. А что ещё должен знать студент, который мечтает стать робототехником?

Когда устройство называется роботом, оно должно вступать во взаимодействие с человеком — в том числе, с помощью общения. В современных робототехнических компаниях работают робо-лингвисты — разработчики лингвистических баз и целых диалоговых систем для робота. Представители этой профессии буквально «учат говорить» целые устройства — здесь не обойтись без глубоких знаний в семантике и синтаксисе. При этом нужно владеть инструментом обучения — то есть языком программирования. И это мы не говорим о системах распознавания речи и нейросетевых диалоговых системах…

Вернёмся к конструированию робота. Несмотря на активное распространение, роботы по-прежнему вызывают у людей тревогу, сомнение или даже страх. Недостаточно расположить моторы, провода и платы внутри устройства, которое должно помогать человеку. Робот должен расположить к себе, вызвать позитивные эмоции и желание взаимодействовать — здесь в работу включаются промышленные дизайнеры. Их задача — создать такой внешний вид робота, который, во-первых, позволит расположить внутри него все необходимые для работы устройства, а во-вторых, вызовет у человека позитивные эмоции, а не страх. Представьте, насколько сложно было промышленным дизайнерам придумать необходимый вид простой бытовой технике — микроволновкам, стиральным машинам или холодильникам —, а ведь каждое из этих устройств выполняет понятную бытовую функцию. Дизайнеру роботов не обойтись без серьёзных знаний психологии человека, теории цвета и формы. Нужно иметь достаточную «насмотренность» в эстетических вопросах, а также знать философские принципы человеко-машинного взаимодействия.

В российской компании Promobot работают даже художники и скульпторы — они создают внешность антропоморфных роботов, начиная от 3D-моделирования и заканчивая ручным вырезанием микроморщин, созданием щетины на лице.

Социальные вопросы

Есть ли у роботов мораль? Бывают ли «хорошие» и «плохие» роботы? Можно ли выйти замуж за робота? Есть ли у роботов права? Если робот нарушит закон, он сядет в тюрьму? Должен ли робот платить налоги? Может ли робот-двойник участвовать в спортивных соревнованиях? Когда появятся чемпионаты только среди роботов? А может ли робот сняться в кино? Если да, то ему заплатят за роль?

В августе 2017 года Германия первой в Европе представила этическое руководство для программирования автоматизированных систем вождения — беспилотных автомобилей. При этом этическая комиссия ориентировалась, согласно немецкой традиции, на этику Иммануила Канта, что официально зафиксировано в документе. Но понравится ли это, например, жителям Великобритании с их традицией на утилитаристскую этику философа Бентама? Возможен ли универсальный этический кодекс для использования беспилотных автомобилей? Или в будущем каждая страна начнет разрабатывать собственные национальные моральные коды? Образно говоря, покидая пределы Германии и въезжая в Великобританию, должен ли будет владелец беспилотного автомобиля перезагрузить программу с «этики Канта» на «этику Бентама»?   

Этими вопросами заняты умы современных философов, социологов, культурологов, психологов и экономистов. Заметьте: не инженеров и программистов. У классических инженеров просто не получится ответить на эти вопросы из-за недостаточного количества компетенций. Таким образом робототехника влияет на общество, а это уже поле игры социальных наук.


«Гуманитарии» и «технари» — это прошлое

Успешный журналист сегодня должен владеть базовыми знаниями в программировании, современные IT-предприниматели — творцы и разработчики в одном лице, а приставка «интернет-» отпала от маркетинга — настолько цифровизировалась эта, казалось бы, гуманитарная профессия.

В 2015 году в журнале Forbes опубликовали знаменитый материал «Технарям тут не место: как гуманитарии захватывают Кремниевую долину». Автор провоцировал читателей: специалисты с дипломами филологов, историков и философов тогда только-только начинали занимать самые высокие должности в технологических корпорациях и стартапах, подвинув разработчиков, инженеров, математиков и экономистов. Классические гуманитарии адаптировались и, погружаясь в IT-продукт — роботов, приложения, анализ данных, — помогали тем самым математикам формулировать ценности их изобретений. Это был win-win — на примере Apple, Amazon и Google большой мир впервые увидел, что разделение на гуманитариев и технарей довольно условное: люди научились быстро осваивать разные профессии ради собственного успеха и успеха бизнеса. В России такими компаниями стали, например, «Яндекс» (основанный лингвистами и математиками) и «Промобот» (где буквально впервые в России появилась профессия робо-лингвиста).

После бизнеса тренд дошёл и до системы образования — в лингвистических классах вместе с иностранными языками изучают языки программирования, а крупнейший экономический вуз страны учит студентов робототехнике. Так рождается целое поколение людей, способных переключаться между профессиями, как между приложениями в смартфоне — легко, быстро и незаметно для самих себя.

Материал подготовлен Promobot

©  Популярная Механика