Предок «Адмирала»: китайский авианосец «Шандунь»
Обсудить 0
Два года назад к 68-й годовщине китайских ВМС авианосец был торжественно спущен на воду и уже через год отправился в первое испытательное плавание, где проверялась работа всех систем корабля. Корабль был построен всего за пять лет — очень хороший показатель, учитывая сложность и трудозатратность проекта. Весь нынешний год «Шаньдун» будет находиться в опытной эксплуатации, а в следующем году будет принят на вооружение, став вторым авианосцем в составе китайского военно-морского флота и первым авианосцем собственной постройки. Ожидается, что «Шаньдун» станет последним авианосцем, созданным на основе проекта 1143.5 советских тяжелых авианесущих крейсеров, по которому построены три корабля: «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», «Варяг», вошедший в состав китайского флота под именем «Ляонин», и «Шаньдун». Последние два корабля китайские инженеры довольно серьезно переосмыслили, особенно «Шаньдун», но ближайшее родство с «Адмиралом Кузнецовым» ни у кого не вызывает сомнений.
В отличие от «Ляонина» и «Кузнецова», новый авианосец немного подрос — его длина составляет 315 метров, ширина — 75 метров, а полное водоизмещение может достигать 70 тысяч тонн. Увеличение габаритных размеров позволило довести численность авиагруппы до 24 истребителей J-15 и 12 вертолетов, также были увеличены топливные ёмкости и запасы вооружения. Корабль может развивать максимальную скорость в 31 узел. Ещё одна особенность — более компактный «остров», что вместе с увеличением общих размеров корабля позволило сделать более просторной палубу.
Еще при переделке «Варяга», китайские конструкторы решили отказаться от мощного, ударного ракетного вооружения предусмотренного проектом 1143.5, в результате чего «Ляонин» получился не тяжелым авианесущим крейсером, а классическим авианосцем. Таким же был сделан и «Шаньдун», который, как и старший брат, имеет лишь зенитные комплексы ближнего радиуса действия и будет действовать в составе авианосной группы. То есть, находясь под защитой кораблей сопровождения, которые обеспечат его противовоздушное и противолодочное прикрытие.
Фамильной чертой кораблей проекта 1143.5 является носовой трамплин, который сохранился и на «Шаньдуне». У этого конструктивного решения есть как свои плюсы — дешевизна и простота, так и минусы — ограничение нагрузки самолетов. Будущие китайские авианосцы трамплина иметь не будут, а получат катапульты, как американские. Правда, по мнению ряда западных экспертов, китайские инженеры пока не располагают компетенциями по созданию катапульт. Однако это мнение может быть ошибочным, и его обоснованность может быть опровергнута очень скоро: ввод в строй второго авианосца национальной разработки проекта 002 намечен на 2024−2025 годы.
Пока же остается констатировать одно: благодаря покупке за мизерные деньги советских технологий, Китай в кратчайшие сроки сумел превратиться в страну, способную самостоятельно строить не только достаточно крупные авианосцы, но и палубные истребители J-15, в основе которых лежит проект Су-33. Напомним, и авианосец «Варяг», и Су-33 были в свое время куплены на Украине. Таким образом, украинская сторона косвенно способствовала превращению Китая в пятую страну в мире, способную самостоятельно строить авианесущие корабли с самолетами не вертикального, а обычного взлета и посадки. Разработка авианосца своими силами заняла бы у китайских конструкторов сроки многократно большие, и не исключено, что они до сих пор не смогли бы приблизиться к уровню «Адмирала Кузнецова».
Также стоит напомнить, что на момент развала СССР в Николаеве строился атомный авианосец «Ульяновск» проекта 1143.7. Корабль достроен не был и после образования независимой Украины пущен на слом. Остается вопрос: не поделилась ли украинская сторона деталями проекта 1143.7 с Китаем, учитывая скорость, с какой китайские конструкторы создают сложнейшие корабли и с какой готовностью Украина распродавала советские технологии? В любом случае, Китай планирует иметь в составе своего флота пять авианосцев, не считая «Ляонина», что выведет его на второе место в мире по количеству авианесущих кораблей после США. Причем четыре авианосца должны быть атомными. Ну, а в том, что Китай выполнит поставленную задачу, сомневаться не приходится.