Яндекс объявляет финансовые результаты за I квартал 2019 года
Москва — Амстердам, 25 апреля 2019 года. Яндекс (NASDAQ: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за первый квартал 2019 года.
Ключевые финансовые показатели за I квартал 2019 года1,2,3
Консолидированные финансовые результаты за I квартал 2019 года
Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 40% — до 37,3 млрд рублей (576,0 млн долларов США).
Чистая прибыль составила 3,1 млрд рублей (48,3 млн долларов США) и увеличилась на 69% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 5,4 млрд рублей (84,0 млн долларов США) и увеличилась на 36% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 14,6%.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 40% — до 10,8 млрд рублей (166,3 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 28,9%.
Финансовые результаты за I квартал 2019 года без учёта показателей Яндекс.Маркета за 2018 и 2019 годы
Выручка, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 45% — до 37,3 млрд рублей (576,0 млн долларов США).
Чистая прибыль, без учёта Яндекс.Маркета, выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 92% и составила 3,8 млрд рублей (59,4 млн долларов США).
Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income), без учёта Яндекс.Маркета, увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 49% и составила 6,2 млрд рублей (95,2 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 16,5%.
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета, вырос по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 37% — до 10,8 млрд рублей (166,3 млн долларов США).
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), без учёта Яндекс.Маркета, — 28,9%.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 31 марта 2019 года:
73,6 млрд рублей (1 137,5 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 26,2 млрд рублей (404,5 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси.
Ключевые операционные показатели и достижения за I квартал 2019 года
Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в первом квартале 2019 года составила в среднем 57,0%, тогда как в первом квартале 2018 года она составляла 56,5% — так же как и в четвертом квартале 2018 года (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в первом квартале 2019 года 51,2%, тогда как в четвертом квартале 2018 года она составляла 49,5%, а в первом квартале 2018 года — 46,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).
Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 11%.
Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 11% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. Количество платных кликов без учёта кликов на Яндекс.Маркете выросло на 20% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.
Средняя цена за клик (cost per click) выросла на 7% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. Средняя цена за клик без учёта цены кликов на Яндекс.Маркете выросла на 4% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.
Число поездок сегмента Такси выросло на 64% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. С 7 февраля 2018 года это количество поездок включает поездки Uber.
«Мы отлично начали этот год. Каждое из наших бизнес-направлений внесло значительный вклад в общий результат, — говорит Аркадий Волож, руководитель группы компаний Яндекса. — В первом квартале мы добились высоких темпов роста доходов нашего основного бизнеса, продолжая внедрять новые разработки в продуктах и в рекламных технологиях».
«В первом квартале наша выручка выросла на 45% без учёта результатов Яндекс.Маркета, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Сервис онлайн-заказа такси показывает выдающиеся результаты, и наши новые бизнес-проекты, например Геоинформационные сервисы и Дзен, демонстрируют большой потенциал».
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три месяца, закончившихся 31 марта 2018 и 2019 годов.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка | 26 573 | 37 284 | 40% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 | 22 256 | 31 942 | 44% |
Операционная прибыль | 3 159 | 5 385 | 70% |
Скорректированный показатель EBITDA2 | 7 704 | 10 768 | 40% |
Чистая прибыль | 1 851 | 3 124 | 69% |
Скорректированная чистая прибыль2 | 4 009 | 5 440 | 36% |
Обзор ключевых финансовых показателей, без учёта финансовых результатов Яндекс.Маркета, за три месяца, закончившихся 31 марта 2018 и 2019 годов.
В миллионах рублей, без учёта Яндекс.Маркета | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка без учёта Яндекс.Маркета | 25 668 | 37 284 | 45% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2 без учёта Яндекс.Маркета | 21 378 | 31 942 | 49% |
Операционная прибыль без учёта Яндекс.Маркета | 3 363 | 5 385 | 60% |
Скорректированный показатель EBITDA2 без учёта Яндекс.Маркета | 7 866 | 10 768 | 37% |
Чистая прибыль без учёта Яндекс.Маркета | 2 002 | 3 845 | 92% |
Скорректированная чистая прибыль2 без учёта Яндекс.Маркета | 4 124 | 6 161 | 49% |
Обзор структуры консолидированной выручки:
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | |||
2018 | 2019 | Изменение | ||
Выручка от продажи интернет-рекламы: | ||||
на сайтах Яндекса | 17 475 | 20 912 | 20% | |
на сайтах Рекламной сети Яндекса | 5 365 | 6 128 | 14% | |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы | 22 840 | 27 040 | 18% | |
Выручка, относящаяся к сегменту Такси | 3 116 | 7 624 | 145% | |
Прочие доходы | 617 | 2 620 | 325% | |
Общая выручка | 26 573 | 37 284 | 40% |
В миллионах рублей, без учёта Яндекс.Маркета | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка от продажи интернет-рекламы: | |||
на сайтах Яндекса | 16 289 | 20 912 | 28% |
на сайтах Рекламной сети Яндекса | 5 312 | 6 128 | 15% |
Общая выручка от продажи интернет-рекламы | 21 601 | 27 040 | 25% |
Выручка, относящаяся к сегменту Такси | 3 116 | 7 624 | 145% |
Прочие доходы | 951 | 2 620 | 175% |
Общая выручка | 25 668 | 37 284 | 45% |
Выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 18% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. В структуре общей выручки Яндекса в первом квартале 2019 года она составила 73%. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за первый квартал 2018 года выручка от продажи интернет-рекламы в первом квартале 2019 года выросла на 25% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса увеличилась на 20% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года и составила 56% от общей выручки компании в первом квартале 2019 года. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за первый квартал 2018 года выручка от продажи интернет-рекламы на сайтах Яндекса в первом квартале 2019 года выросла на 28% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.
Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса выросла на 14% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. В структуре общей выручки компании в первом квартале 2019 года она составила 16%. Рост связан в основном с увеличением вклада средних и малых партнёров Рекламной сети Яндекса.
Выручка, относящаяся к сегменту Такси, в первом квартале 2019 года выросла на 145% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года и составила 20% в структуре общей выручки компании. Такой рост в основном обусловлен увеличением доходов сервиса онлайн-заказа такси: выросло количество поездок и размер комиссии, а также были оптимизированы бонусы партнёрам. Рост выручки также связан с быстрым увеличением доходов Яндекс.Такси для бизнеса (они учитываются на валовой основе) и фудтех-направления.
Прочие доходы в первом квартале 2019 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 325% и составили 7% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервисов Яндекс.Драйв и Яндекс.Музыка и, в меньшей степени, с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT).
Финансовые показатели по сегментам:
Чтобы лучше отражать операционные показатели компании, вслед за пересмотром организационной структуры и финансовой отчётности, начиная с первого квартала 2019 года в структуру сегментов вносятся следующие изменения:
Геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование, входившие ранее в сегмент поиска и портала, переходят в сегмент других направлений и экспериментов, тогда как сервис Яндекс.Здоровье, раннее входивший в экспериментальные направления, переходит в поиск и портал.
Сегмент экспериментальных направлений получил новое название — другие направления и эксперименты — и теперь включает Дзен, Яндекс.Драйв, геоинформационные сервисы, Яндекс.Облако и Яндекс.Образование.
Меняется подход к учёту доходов Дзена. Выплаты Дзена Яндекс.Браузеру, главной странице и поисковому приложению Яндекса теперь считаются затратами на приобретение трафика, а не внутрисегментными расчётами. Это изменение обеспечивает согласованность внутренней отчётности.
Чтобы обеспечить согласованность раскрытия информации во внутренней отчётности, меняется подход к расчётам по внутригрупповым операциям, связанным с расходами на аренду помещений и административную поддержку бизнес-юнитов. Теперь доля бизнес-юнитов в расходах на аренду не будет считаться доходом от внутригрупповых операций поиска и портала, а будет уменьшать операционные расходы поиска и портала напрямую.
Финансовые показатели предыдущих периодов были приведены в соответствие с новой структурой сегментов. Данные за предыдущие периоды представлены в приложении к полной версии этого пресс-релиза.
В миллионах рублей | Три месяца, закончившиеся 31 марта | ||
2018 | 2019 | Изменение | |
Выручка: | |||
Поиск и портал | 21 569 | 27 109 | 26% |
Поиск и портал без учёта проектов IoT* | 21 569 | 26 887 | 25% |
Электронная коммерция** | 1 255 | - | -100% |
Такси | 3 116 | 7 639 | 145% |
Сервисы объявлений | 706 | 1 106 | 57% |
Медиасервисы | 421 | 734 | 74% |
Другие направления и эксперименты | 779 | 2 478 | 218% |
Внутрисегментные расчёты | (1 273) | (1 782) | 40% |
Общая выручка | 26 573 | 37 284 | 40% |
Общая выручка без учёта Яндекс.Маркета* | 25 668 | 37 284 | 45% |
Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA): | |||
Поиск и портал | 10 554 | 12 847 | 22% |
Поиск и портал без учёта проектов IoT* | 10 596 | 13 017 | 23% |
Электронная коммерция** | (162) | - | -100% |
Такси | (1,712) | (116) | -93% |
Сервисы объявлений | (287) | (328) | 14% |
Медиасервисы | (97) | (440) | 354% |
Другие направления и эксперименты | (623) | (1 239) | 99% |
Внутрисегментные расчёты | 31 | 44 | 42% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) | 7 704 | 10 768 | 40% |
Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета** | 7 866 | 10 768 | 37% |
Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin): | |||
Поиск и портал | 48,9% | 47,4% | -1,5% |
Поиск и портал без учёта проектов IoT* | 49,1% | 48,4% | -0,7% |
Электронная коммерция** | -12,9% | н/прим. | н/прим. |
Такси | -54,9% | -1,5% | 53,4% |
Сервисы объявлений | -40,7% | -29,7% | 11,0% |
Медиасервисы | -23,0% | -59,9% | -36,9% |
Другие направления и эксперименты | -80,0% | -50,0% | 30,0% |
Общий показатель отношения (рентабельности) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) | 29,0% | 28,9% | -0,1% |
Общий показатель отношения (рентабельности) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), без учёта Яндекс.Маркета** | 30,6% | 28,9% | -1,7% |
* Internet of Things, интернетвещей
**Показатель выручки в сегменте Электронной коммерции включает выручку Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года. В результате деконсолидации, согласно методу учёта по долевому участию, Яндекс отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках.
Поиск и портал: все сервисы Яндекса в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Турции, кроме нижеперечисленных. С первого квартала 2019 года этот сегмент включает сервис Яндекс.Здоровье, относившийся ранее к экспериментальному направлению.
Электронная коммерция: Яндекс.Маркет до завершения создания Яндексом и Сбербанком совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета 27 апреля 2018 года.
Такси: сервисы онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье) и фудтех-направление (Яндекс.Еда, UberEATs и сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф), а также направление разработки беспилотных автомобилей.
Сервисы объявлений: Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работа.
Медиасервисы: КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша и Яндекс.Телепрограмма, продюсерский центр Яндекс.Студия и сервис единой подписки на сервисы Яндекса — Яндекс.Плюс.
Другие направления и эксперименты: Дзен, Яндекс.Облако, Яндекс.Драйв, геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование. Геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование ранее относились к сегменту поиска и портала.
Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjustedEBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.
Полная версия пресс-релиза (на английском языке).
-----------------------------------------
1 Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты, суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 64,7347 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 31 марта 2019 года.
2 Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».
3 27 апреля 2018 года Яндекс и Сбербанк объявили о создании совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета. Яндекс и Сбербанк владеют равными долями в совместной компании. До десяти процентов акций идёт на формирование опционного фонда для команды Яндекс.Маркета. Соответственно, начиная с 27 апреля 2018 года Яндекс перестаёт консолидировать показатели Яндекс.Маркета в консолидированных финансовых результатах и, согласно методу учёта по долевому участию, отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках. Финансовые результаты без учёта Яндекс.Маркета не включают результаты Яндекс.Маркета, эффект от деконсолидации, а также долю Яндекса в чистой прибыли Яндекс.Маркета после деконсолидации за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2017 и 2018 годов.
Контакты
Для прессы:
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта: pr@yandex-team.ru
© Яндекс