Яндекс объявляет финансовые результаты за I квартал 2019 года

orig

Москва — Амстердам, 25 апреля 2019 года. Яндекс (NASDAQ: YNDX), крупнейшая российская поисковая система и интернет-портал, объявляет неаудированные финансовые результаты за первый квартал 2019 года.

Ключевые финансовые показатели за I квартал 2019 года1,2,3

Консолидированные финансовые результаты за I квартал 2019 года

  • Консолидированная выручка выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 40% — до 37,3 млрд рублей (576,0 млн долларов США).

  • Чистая прибыль составила 3,1 млрд рублей (48,3 млн долларов США) и увеличилась на 69% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.

  • Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income) составила 5,4 млрд рублей (84,0 млн долларов США) и увеличилась на 36% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.

  • Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin) — 14,6%.

  • Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) вырос по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 40% — до 10,8 млрд рублей (166,3 млн долларов США).

  • Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) — 28,9%.

Финансовые результаты за I квартал 2019 года без учёта показателей Яндекс.Маркета за 2018 и 2019 годы

  • Выручка, без учёта Яндекс.Маркета,  выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 45% — до 37,3 млрд рублей (576,0 млн долларов США). 

  • Чистая прибыль, без учёта Яндекс.Маркета,  выросла по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 92% и составила 3,8 млрд рублей (59,4 млн долларов США).

  • Скорректированная чистая прибыль (adjusted net income), без учёта Яндекс.Маркета,  увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 49% и составила 6,2 млрд рублей (95,2 млн долларов США).

  • Отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке (adjusted net income margin), без учёта Яндекс.Маркета,  — 16,5%.

  • Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета,  вырос по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 37% — до 10,8 млрд рублей (166,3 млн долларов США).

  • Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin), без учёта Яндекс.Маркета,  — 28,9%.

  • Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 31 марта 2019 года:

73,6 млрд рублей (1 137,5 млн долларов США) на консолидированной основе, включая 26,2 млрд рублей (404,5 млн долларов США) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси. 

Ключевые операционные показатели и достижения за I квартал 2019 года

  • Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в первом квартале 2019 года составила в среднем 57,0%, тогда как в первом квартале 2018 года она составляла 56,5% — так же как и в четвертом квартале 2018 года (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

  • В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android составила в первом квартале 2019 года 51,2%, тогда как в четвертом квартале 2018 года она составляла 49,5%, а в первом квартале 2018 года — 46,3% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар).

  • Количество поисковых запросов (search queries) увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 11%.

  • Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети Яндекса выросло в совокупности на 11% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. Количество платных кликов без учёта кликов на Яндекс.Маркете выросло на 20% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.

  • Средняя цена за клик (cost per click) выросла на 7% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. Средняя цена за клик без учёта цены кликов на Яндекс.Маркете выросла на 4% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.

  • Число поездок сегмента Такси выросло на 64% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. С 7 февраля 2018 года это количество поездок включает поездки Uber.

«Мы отлично начали этот год. Каждое из наших бизнес-направлений внесло значительный вклад в общий результат, — говорит Аркадий Волож, руководитель группы компаний Яндекса. — В первом квартале мы добились высоких темпов роста доходов нашего основного бизнеса, продолжая внедрять новые разработки в продуктах и в рекламных технологиях».

«В первом квартале наша выручка выросла на 45% без учёта результатов Яндекс.Маркета, — говорит Грег Абовский, операционный и финансовый директор Яндекса. — Сервис онлайн-заказа такси показывает выдающиеся результаты, и наши новые бизнес-проекты, например Геоинформационные сервисы и Дзен, демонстрируют большой потенциал».

Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три месяца, закончившихся 31 марта 2018 и 2019 годов.

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

   2018

 2019

Изменение

Выручка

 26 573

 37 284

40%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам2

 22 256

 31 942

44%

Операционная прибыль

 3 159

 5 385

70%

Скорректированный показатель EBITDA2

 7 704

 10 768

40%

Чистая прибыль

 1 851

 3 124

69%

Скорректированная чистая прибыль2

 4 009

 5 440

36%

Обзор ключевых финансовых показателей, без учёта финансовых результатов Яндекс.Маркета,  за три месяца, закончившихся 31 марта 2018 и 2019 годов.

В миллионах рублей,  

без учёта Яндекс.Маркета

Три месяца,

закончившиеся 31 марта

2018

2019

Изменение 

Выручка без учёта Яндекс.Маркета

 25 668

 37 284

45%

Выручка за вычетом вознаграждения  

партнёрам2 без учёта Яндекс.Маркета

 21 378

 31 942

49%

Операционная прибыль без учёта Яндекс.Маркета

 3 363

 5 385

60%

Скорректированный показатель EBITDA2 без учёта Яндекс.Маркета

 7 866

 10 768

37%

Чистая прибыль без учёта Яндекс.Маркета

 2 002

 3 845

92%

Скорректированная чистая прибыль2 без учёта Яндекс.Маркета

 4 124

 6 161

49%

Обзор структуры консолидированной выручки:

В миллионах рублей

Три месяца,

закончившиеся 31 марта 

2018

2019

Изменение

Выручка от продажи интернет-рекламы:

 на сайтах Яндекса

 17 475

 20 912

20%

 на сайтах Рекламной сети Яндекса

 5 365

 6 128

14%

Общая выручка от продажи интернет-рекламы

 22 840

 27 040

18%

Выручка, относящаяся к сегменту Такси

 3 116

 7 624

145%

Прочие доходы

 617

 2 620

325%

Общая выручка

 26 573

 37 284

40%

В миллионах рублей, без учёта Яндекс.Маркета

Три месяца,

      закончившиеся 31 марта

2018

2019

Изменение

Выручка от продажи интернет-рекламы:

на сайтах Яндекса 

 16 289

 20 912

28%

на сайтах Рекламной сети Яндекса

 5 312

 6 128

15%

Общая выручка от продажи интернет-рекламы

 21 601

 27 040

25%

Выручка, относящаяся к сегменту Такси

 3 116

 7 624

145%

Прочие доходы

 951

 2 620

175%

Общая выручка

 25 668

 37 284

45%

Выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 18% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. В структуре общей выручки Яндекса в первом квартале 2019 года она составила 73%. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах Яндекса и на сайтах Рекламной сети. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за первый квартал 2018 года выручка от продажи интернет-рекламы в первом квартале 2019 года выросла на 25% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. 

Выручка от продажи рекламы на сайтах Яндекса увеличилась на 20% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года и составила 56% от общей выручки компании в первом квартале 2019 года. Без учёта выручки Яндекс.Маркета за первый квартал 2018 года выручка от продажи интернет-рекламы на сайтах Яндекса в первом квартале 2019 года выросла на 28% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года.

Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети Яндекса выросла на 14% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года. В структуре общей выручки компании в первом квартале 2019 года она составила 16%. Рост связан в основном с увеличением вклада средних и малых партнёров Рекламной сети Яндекса.

Выручка, относящаяся к сегменту Такси, в первом квартале 2019 года выросла на 145% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года и составила 20% в структуре общей выручки компании. Такой рост в основном обусловлен увеличением доходов сервиса онлайн-заказа такси: выросло количество поездок и размер комиссии, а также были оптимизированы бонусы партнёрам. Рост выручки также связан с быстрым увеличением доходов Яндекс.Такси для бизнеса (они учитываются на валовой основе) и фудтех-направления.

Прочие доходы в первом квартале 2019 года выросли по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2018 года на 325% и составили 7% от общей выручки компании. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов сервисов Яндекс.Драйв и Яндекс.Музыка и, в меньшей степени, с проектами в области интернета вещей (Internet of Things, IoT).

Финансовые показатели по сегментам:

Чтобы лучше отражать операционные показатели компании, вслед за пересмотром организационной структуры и финансовой отчётности, начиная с первого квартала 2019 года в структуру сегментов вносятся следующие изменения:

  • Геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование, входившие ранее в сегмент поиска и портала, переходят в сегмент других направлений и экспериментов, тогда как сервис Яндекс.Здоровье, раннее входивший в экспериментальные направления, переходит в поиск и портал.

  • Сегмент экспериментальных направлений получил новое название — другие направления и эксперименты — и теперь включает Дзен, Яндекс.Драйв, геоинформационные сервисы, Яндекс.Облако и Яндекс.Образование.

  • Меняется подход к учёту доходов Дзена. Выплаты Дзена Яндекс.Браузеру, главной странице и поисковому приложению Яндекса теперь считаются затратами на приобретение трафика, а не внутрисегментными расчётами. Это изменение обеспечивает согласованность внутренней отчётности.

Чтобы обеспечить согласованность раскрытия информации во внутренней отчётности, меняется подход к расчётам по внутригрупповым операциям, связанным с расходами на аренду помещений и административную поддержку бизнес-юнитов. Теперь доля бизнес-юнитов в расходах на аренду не будет считаться доходом от внутригрупповых операций поиска и портала, а будет уменьшать операционные расходы поиска и портала напрямую.

Финансовые показатели предыдущих периодов были приведены в соответствие с новой структурой сегментов. Данные за предыдущие периоды представлены в приложении к полной версии этого пресс-релиза.

В миллионах рублей

Три месяца,

      закончившиеся 31 марта

2018

2019

Изменение

Выручка:

Поиск и портал

21 569

27 109

26%

 Поиск и портал без учёта проектов IoT*

21 569

26 887

25%

Электронная коммерция**

1 255

-

-100%

Такси

3 116

7 639

145%

Сервисы объявлений

706

1 106

57%

Медиасервисы

421

734

74%

Другие направления и эксперименты

779

2 478

218%

Внутрисегментные расчёты

(1 273)

(1 782)

40%

Общая выручка

26 573

37 284

40%

Общая выручка

без учёта Яндекс.Маркета*

25 668

37 284

45%

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA):

Поиск и портал

10 554

12 847

22%

      Поиск и портал без учёта проектов IoT*

10 596

13 017

           23%

Электронная коммерция**

(162)

-

        -100%

Такси

(1,712)

(116)

-93%

Сервисы объявлений

(287)

(328)

14%

Медиасервисы

(97)

(440)

         354%

Другие направления и эксперименты

(623)

(1 239)

           99%

Внутрисегментные расчёты

31

44

           42%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) 

7 704

10 768

40%

Общий скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA), без учёта Яндекс.Маркета**

7 866

10 768

37%

Отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin):

Поиск и портал

48,9%

47,4%

-1,5%

      Поиск и портал без учёта проектов IoT*

49,1%

48,4%

-0,7%

Электронная коммерция**

-12,9%

н/прим.

н/прим.

Такси

-54,9%

-1,5%

53,4%

Сервисы объявлений

-40,7%

-29,7%

11,0%

Медиасервисы

-23,0%

-59,9%

-36,9%

Другие направления и эксперименты

-80,0%

-50,0%

30,0%

Общий показатель отношения (рентабельности) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin) 

29,0%

28,9%

-0,1%

Общий показатель отношения (рентабельности) скорректированного показателя EBITDA к выручке (adjusted EBITDA margin),  без учёта Яндекс.Маркета**

30,6%

28,9%

-1,7%

* Internet of Things, интернетвещей

**Показатель выручки в сегменте Электронной коммерции включает выручку Яндекс.Маркета до 27 апреля 2018 года. В результате деконсолидации, согласно методу учёта по долевому участию, Яндекс отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках. 

Поиск и портал:  все сервисы Яндекса в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане и Турции,  кроме нижеперечисленных. С первого квартала 2019 года этот сегмент включает сервис Яндекс.Здоровье, относившийся ранее к экспериментальному направлению. 

Электронная коммерция: Яндекс.Маркет до завершения создания Яндексом и Сбербанком совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета 27 апреля 2018 года.

Такси: сервисы онлайн-заказа такси (Яндекс.Такси и Uber в России и ближнем зарубежье) и фудтех-направление (Яндекс.Еда, UberEATs и сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф), а также направление разработки беспилотных автомобилей.

Сервисы объявлений: Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работа. 

Медиасервисы:  КиноПоиск, Яндекс.Музыка, Яндекс.Афиша и Яндекс.Телепрограмма, продюсерский центр Яндекс.Студия и сервис единой подписки на сервисы Яндекса Яндекс.Плюс.

Другие направления и эксперименты: Дзен, Яндекс.Облако, Яндекс.Драйв, геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование. Геоинформационные сервисы и Яндекс.Образование ранее относились к сегменту поиска и портала.

Внутрисегментные расчёты выручки представляют собой элиминируемые обороты внутри операционных сегментов, связанные в основном с продажей рекламы. Внутрисегментные расчёты скорректированного показателя EBITDA (adjustedEBITDA) в основном отражают перераспределение части расходов на амортизацию сегмента поиска и портала, связанных с неотделимыми улучшениями арендованного имущества, в расходы на аренду помещений для бизнес-юнитов.

Полная версия пресс-релиза (на английском языке).

-----------------------------------------

Согласно правилам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам о переводе единиц иностранной валюты,  суммы в российских рублях были переведены в суммы в долларах США по курсу 64,7347 рубля за 1 доллар США — официальному курсу обмена Центрального Банка Российской Федерации на 31 марта 2019 года.

Эти показатели не являются общепринятыми показателями GAAP: выручка за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированный показатель EBITDA; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке; отношение (рентабельность) скорректированного показателя EBITDA к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам; скорректированная чистая прибыль; отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке и отношение (рентабельность) скорректированной чистой прибыли к выручке за вычетом вознаграждения партнёрам. Подробное описание расчетов этих показателей приводится в разделе «Использование показателей, не являющихся общепринятыми финансовыми показателями в рамках ОПБУ США».

3 27 апреля 2018 года Яндекс и Сбербанк объявили о создании совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета. Яндекс и Сбербанк владеют равными долями в совместной компании. До десяти процентов акций идёт на формирование опционного фонда для команды Яндекс.Маркета. Соответственно, начиная с 27 апреля 2018 года Яндекс перестаёт консолидировать показатели Яндекс.Маркета в консолидированных финансовых результатах и, согласно методу учёта по долевому участию, отражает долю своего участия в финансовых результатах Яндекс.Маркета в составе прочих прибылей/(убытков) в консолидированном отчёте о прибылях и убытках. Финансовые результаты без учёта Яндекс.Маркета не включают результаты Яндекс.Маркета, эффект от деконсолидации, а также долю Яндекса в чистой прибыли Яндекс.Маркета после деконсолидации за три и двенадцать месяцев, закончившихся 31 декабря 2017 и 2018 годов.

Контакты

Для прессы:
Пресс-служба компании «Яндекс»
Илья Грабовский
Тел.: +7 495 739–70–00
Электронная почта:  pr@yandex-team.ru

©  Яндекс