Полет аэротакси VX4 вошел в историю
Компания Vertical Aerospace совершила первый в мире успешный полет пилотируемого аэротакси нового поколения между двумя действующими аэропортами. Аппарат VX-4 стартовал с аэродрома Котсуолд и приземлился на авиабазе Фэрфорд, преодолев расстояние в 27 км. Хотя маршрут короткий, сам факт прохождения через общее воздушное пространство делает этот перелет значимым этапом в развитии электрической авиации.
Летательный аппарат сочетает свойства вертолета и самолета: вертикальный взлет и посадка с возможностью двигаться горизонтально. В условиях ограниченного пространства без такого функционала трудно себе представить, что делать в густонаселенных районах. Управление осуществляет пилот, но платформа разрабатывается с прицелом на автоматический и дистанционный контроль. Такая универсальность делает ее интересной не только для перевозки пассажиров, но и для спасательных, медицинских или военных задач.

Модель VX-4 рассчитана на четыре места и выпускается в двух конфигурациях — полностью электрической и с дополнительным генератором. Устройство развивает скорость до 185 км/ч, а рабочая высота полета достигает 550 м. Запас хода у электрической версии составляет около 160 км, гибридная система может увеличить его до 1600 км. Максимальный груз, который способно перевозить судно, — 1100 кг.
VX-4 приводится в движение восемью винтами, установленными на поворотных консолях крыла. Четыре из них управляемые, четыре — фиксированные, что обеспечивает маневренность и устойчивость при переходе из вертикального режима в крейсерский. Электромоторы питаются от блоков литий-ионных аккумуляторов повышенной плотности, которые проходят сертификацию по стандартам авиационной безопасности. Резервный источник энергии встроен на случай, если произойдет отказ одного из компонентов.

Во время испытаний воздушное такси практически не шумело и не выделяло тепло, т. е. демонстрировало невысокую тепловую сигнатуру. Уровень шума при взлете составляет менее 60 дБ, что сравнимо с обычным городским фоном. Поэтому теперь его можно использовать для операций, требующих скрытности, и полетов в городской среде, где обычные вертолеты создают акустические загрязнения и мешают людям.
Тесты прошли с официального разрешения авиационного регулирующего органа Великобритании. На встрече пришли к выводу, что технология готова к интеграции в существующую инфраструктуру. На следующем этапе летчикам и инженерам предстоит показать улучшенный прототип. Для подготовки еще есть время — полет запланирован на конец года. Разработчики надеются завершить сертификацию к 2028-му и запустить коммерческое использование сразу после этого.
Темпы испытаний поражают, поэтому нет сомнений, что в ближайшие годы мы можем увидеть такие машины пролетающими в небе не только над специализированными площадками-выставками, но и над привычными улицами и проспектами. Так революция в транспорте становится необратимой.
Ранее мы писали о том, что американские воздушные такси Midnight взмыли в небо над ОАЭ.
