Почему знакомые запахи вызывают воспоминания

09.10.2021, 14:50
Разве не странно, что некоторые запахи — даже вполне обычные — могут вызывать определенные воспоминания? Например, стоит почувствовать запах свежеиспеченного хлеба, и вот вы снова ребенок, идете в магазин по указанию мамы, а на обратном пути с наслаждением откусываете по кусочку от самой вкусной части хлеба — корочки. Это явление называется эффект Пруста, и сейчас мы вам о нем расскажем.
Ирина Слепухина
Почему знакомые запахи вызывают воспоминания

У каждого из нас есть тот самый аромат, который переносит в конкретные моменты в прошлом или вызывает сильные ассоциации. Рассказываем, почему так происходит

Эффект Пруста — что это такое

На рубеже 20-го века французский писатель Марсель Пруст написал свой шедевр — 7-томный роман под названием «В поисках утраченного времени». Книга повествует о том, как мы запоминаем наше прошлое — рассказчик в ярких деталях вспоминает свое детство, размышляя над его значением. Одна конкретная сцена в начале книги описывает, как вкус и запах маленького французского бисквитного пирожного мадлен, смоченного в чае, возвращает к давно забытым картинам из детства.

Очень подробные воспоминания, которые описывает Пруст, заинтересовали психологов и нейробиологов, поэтому в дальнейших исследованиях они стали называть этот феномен по имени писателя.

Как работает Эффект Пруста

Нидерландский писатель и социолог Кретьен ван Кампен определил эффект Пруста как «непроизвольное, вызванное чувствами, яркое и эмоциональное переживание событий из прошлого».

Наша долговременная память помещает запахи, которые мы ощущаем, в так называемую мысленную диораму. Связанные с этим запахом детали — эмоции, люди, места, растения, животные и т.д. — сохраняются вместе с ним. Для сравнения, запах становится как бы ключом от музыкальной шкатулки — стоит его провернуть (то есть, ощутить запах), как заиграет музыка, фигурки задвигаются (в сознании возникнет конкретное воспоминание). Это явление также называется обонятельной памятью.

Заинтригованные эффектом Пруста, ученые решили продолжить его исследование, чтобы понять анатомию мозга и то, как он обрабатывает сенсорные стимулы и сохраняет воспоминания. С каждым исследованием становилось все более очевидным, что запахи играют важную роль в памяти.

Исследователи знали, что людям с болезнью Альцгеймера трудно идентифицировать запахи, и ситуация ухудшается по мере прогрессирования заболевания. Одной из особенностей болезни Альцгеймера является то, что заболевание воздействует на гиппокамп, поэтому ученые предположили, что именно эта часть мозга отвечает за обонятельную память.

Как функционирует обонятельный мозг

Молекулы пахучих веществ, которые мы вдыхаем, попадают на обонятельные рецепторы в нашем носу. Эти рецепторы передают сигналы в часть мозга, называемую обонятельной луковицей, которая расположена во внутричерепной полости между лобной долей сверху и решетчатой пластинкой решетчатой кости снизу. Обонятельная луковица расшифровывает эту информацию и определяет, какой именно запах сейчас чувствует человек.

После этого данные поступают в миндалевидное тело — область мозга, которая интерпретирует эмоциональные переживания: счастье, грусть или веселье. Оттуда сигнал поступает в гиппокамп — структуру, которая по форме напоминает морского конька, она играет важную роль в обучении и формировании воспоминаний.

Представьте, человек заходит в продуктовый магазин, чтобы купить спелую сладкую клубнику. Он или она глубоко вдыхает запах ягод, лежащих на прилавке. Ее нос улавливает ароматические соединения, которые придают клубнике характерный запах, и передает эту информацию в виде электрических сигналов в миндалевидное тело и гиппокамп. Это вызывает воспоминания о том, как в детстве мама готовила свои еженедельные воскресные клубничные молочные коктейли на завтрак.

Shutterstock

Воздействие на людей с помощью знакомых запахов может быть использовано в качестве терапевтического подхода. Нужно только определить, какие ароматы вызывают положительные эмоции. Хорошие воспоминания могут повышать самооценку, улучшать настрой и вызывать чувство социальной связи.

Как эффект Пруста используют в коммерческих целях

Некоторые компании используют так называемую обонятельную стратегию, вызывая у аудитории ностальгию с помощью запахов. Они выводят на рынок продукты, которые источают ароматы, вызывающие чувство доверия и безопасности.

Так 1990-х годах одна теннисная компания пропитала свои теннисные мячи запахом травы. Когда покупатели открывали упаковку новых теннисных мячей, их переполняла приятная ностальгия по тем моментам, когда они играли на траве.

Утрата обоняния из-за COVID-19

В период пандемии COVID-19 вопрос потери обоняния не теряет актуальности. И ученые уже поняли, почему так происходит. Об этом мы подробно писали здесь.

Если кратко, то вирус SARS-CoV-2 провоцирует так называемый «суицид» обонятельных рецепторов — таким образом иммунная система человека пытается не допустить дальнейшее распространение коронавируса.

К сожалению, ученые отмечают, что в некоторых случаях обоняние может вовсе не восстановиться после перенесенного заболевания.

©  Популярная Механика