Как стервятники постоянно едят гниль и падаль, но не заболевают?
Их тела обладают набором уникальных приспособлений, от железного желудка до микробов-защитников, которые позволяют им придерживаться такой необычной диеты.
Желудок — это не только блендер из мышц, это еще и блендер из мышц, обладающий собственным антипатогенным оружием, желудочной кислотой. Пища, которую мы обычно едим, будь она приготовленная или сырая, содержит некоторые микробы. Желудочная кислота — это первый этап уничтожения. Те микробы, что преодолевают желудочную кислоту (кислотность желудочного сока человека имеет значение 2 по шкале pH), могут вызывать заболевания, оставаться в кишечнике в качестве наиболее мирного участника микрофлоры кишечника или выводиться из организма.
Желудок стервятника — бронированная преграда. Ничто не сравнится с ним. У бородатого стервятника pH желудка составляет 0,7! Он настолько кислотный, что птица может переваривать даже кости! Очень немногие животные могут переваривать кости, потому что белок, из которого состоят кости, трудно расщеплять ферментами. Исходя из этого, можно предположить, что у других стервятников может быть такой же кислый желудок.
На самом деле желудочная кислота стервятников настолько сильна, что может растворять даже свинцовые пули, которыми стреляли в них. Хотя стервятник может устоять перед биологическими угрозами, его тело не может пережить отравление свинцом — поэтому лучше не пытаться скормить ему пули.
Про бактерии: исследователи обнаружили в кишечнике черных грифов и индюков два конкретных типа бактерий, это клостридии и фузобактерии. Они вызывают заболевания у многих позвоночных.
Клостридии — это тип анаэробных бактерий (бактерий, которым не нужен кислород для дыхания), которые часто встречаются в почве, в то время как фузобактерии могут вызывать парадонтоз и тонзиллит. В кишечнике стервятника их много.
Исследователи не уверены, почему две патогенные бактерии являются частью кишечного сообщества стервятника или почему стервятник не заболевает из-за них. Одна гипотеза состоит в том, что бактерии не принадлежат к патогенному штамму. Другая гипотеза предполагает, что они не позволяют другим патогенным бактериям вызывать заболевание.