Почему устройства Apple такие дорогие. Это неспроста
Не один раз уже обсуждали, что Apple сильно не хватает бюджетных iPhone и MacBook.
Компания лихорадочно избегает их запуска, хотя ресурсов и хороших чипов у неё для этого с головой.
О том, что комплектующие всех новых iPhone очень дорогие, мы и так знаем. Как и то, что «наваром» Apple забирает больше 40% чистых денег, если вычитать только железо.
Решил разобраться, чем же всё-таки так страшен выход сверхбюджетного iPhone или народного пластикового MacBook, учитывая, что последний такой уже был в 2009 году и оказался очень успешен.
Почему при этом Apple не боится продавать iPhone SE и готовит уже четвёртое его поколение.
И что случилось с премиальными компаниями, выдержки у которых оказалось меньше, чем у производителя iPhone.
Начнём с короткой личной истории, которая хорошо показывает, что стоит на кону.
Лично видел, как человека меняет один iPhone
11 лет назад, в 2013 году у меня случилась ситуация, о которых слышал только в мемах.
Начало ноября, я на первом курсе и только что купил свой первый, самый новый и топовый iPhone 5S на 64 ГБ за 40 000 рублей, за который гордо отдал честно заработанные. В 2024 году это эквивалент 86 000 рублей, цена iPhone 16 Plus.
Я провожу вечер с одногруппницей-фотографом и её подругой, которую видел первый раз. Девушка была моделью, высокомерно отзывалась об окружающих, рассказывала о странной тусовке, с которой еле вырвалась, и смотрела сквозь меня — ровно до того момента, пока я не выложил новый айфон на наш стол в баре.
Интерес ко мне моментально просыпается, начинаются вопросы «давно в Москве-чем занимаешься», полились откровенные истории о путешествиях, подробности которых ставлю теперь под сомнение, но лучше не рассказывать, если всё правда.
Когда расходились, очень попросила сделать всем вместе селфи со словами «перед камерой у меня зажимы, а перед айфоном моментально расслабляюсь».
Ситуация, извините, кринж, но два вывода я тогда сделал.
Во-первых, столичного парня во мне абсолютно не видно, но, во-вторых, новый iPhone сделает своим среди московской тусовки любого.
Спустя 10 лет ничего не изменилось.
Людей с iPhone до сих пор оценивают выше
Американский Forbes в декабре 2023 года выпустил колонку, в которой пришли к банальному выводу.
▹ Хотя пользователи Android и iPhone мало чем отличаются, владельцы смартфона от Apple получают лайк и свайп право на 76% чаще в приложениях для свиданий.
Виной тому когнитивное искажение «гало эффекта», когда все качества человека оценивают только по одному из них.
Несмотря на то, что топовые модели iPhone продаются по тем же, а иногда ценам ниже, чем флагманы Samsung, Sony, OnePlus и Xiaomi, в головах у большинства закрепилась мысль, что именно смартфоны Apple дорогие. Лично слышал мысль от подруги с Galaxy S23+, который на момент покупки стоил дороже моего iPhone 13 Pro.
И не сказать, что продажи с такими ценниками хорошо себя чувствуют. Да, лучше, чем у всех, но не как раньше.
iPhone и Mac хуже покупают. Но дешевить всё равно нельзя
В 2015 году продажи iPhone сделали последний впечатляющий рывок: компания продала 231 миллион смартфонов против 169 миллионов годом ранее. С тех пор планка держалась на том же уровне: в 2021 году продажи были 233 миллиона, в 2023 году те же 231 миллион.
Поскольку Mac и iPad также вышли на плато, в Apple стали адаптировать бизнес под сервисную модель одновременно с продажами железа.
Почти все сервисы доступны только на устройствах компании. Это iCloud+, Apple Arcade, Apple Fitness+, Apple News+. Только Apple Music и TV+ являются мультиплатформенными. И результаты они показывают отличные.
Фото из моего обзора Apple Fitness+
Несмотря на первое снижение доходов за 13 лет весной, осенний отчёт 2016 года показал, что сервисы ($6,3 млрд) опередили продажи не только iPad ($5,7 млрд), но и Mac ($4,2 млрд), а также имеют большой потенциал для роста в своей категории.iPhone тогда обеспечил 28,1 млрд всех продаж компании.
Осенью 2024 году ситуация с сервисами выглядит впечатляюще. Категория сгененировала $25 млрд выручки, опередив iPad ($5,7 млрд), Mac ($4,2 млрд) и аксессуары ($9 млрд) вместе взятые. iPhone тогда продали на $46,2 млрд.
То есть на продаже услуг Apple заработала больше, чем Samsung в тот же период на всём своём мобильном подразделении ($18 млрд).
Таких результатов можно было добиться, только имея пользователей, готовых платить уже после приобретения дорого устройства.
Если бы все эти миллиарды активных устройств стоили копейки, то клиенты финансово и морально вряд ли бы могли доплачивать за услуги. По этой причине ни одна другая хардверная компания сейчас не имеет столько популярных и стабильно растущих медиа-сервисов, завязанных на экосистеме.
Но то, как в самой компании относятся к ценам на устройства, вас, скорее всего, удивит.
Если спросить Apple за цену, вы захотите iPhone ещё сильнее
«Мы делаем отличный телефон по доступной цене». Так сказал Тим Кук в 2013 году, когда вышел iPhone 5S.
Точнее, это суть его ответа. Полный звучит ещё более дерзко:
«У нас никогда не было цели запустить бюджетный смартфон. Мы хотим продавать отличный смартфон, которым очень приятно пользоваться, и мы придумали, как это сделать по доступной цене.»
«We never had an objective to sell a low-cost phone. Our primary objective is to sell a great phone and provide a great experience, and we figured out a way to do it at a lower cost.»
— Тим Кук в 2013 году.
Но это не предел. Десять лет спустя, после выхода iPhone 14 Pro, глава Apple отзывался ещё более уверенно о своей компании:
«Мне кажется, люди готовы затянуть карманы ради лучшего устройства, которое могут себе позволить, потому что iPhone стал незаменимой частью жизни каждого», — сказал Тим Кук в феврале 2023 года.
Другими словами, в компании больше не стесняются признавать зависимость мира от смартфонов и готовность вытянуть последнюю копейку из этой ситуации.
В принципе, ничего нового в Apple тут не говорят, потому что озвучивают стандартный закон спроса и предложения. Но кроме большой смелости в этих формулировках есть и другая особенность.
Обычно фразу «лучшая цена» говорят, чтобы привлечь доступностью товара и замаскировать его недостатки.
Apple же как бы оправдывается ею. Смысл кроется такой, что «мы можем ещё лучше, но тогда iPhone не купят, поэтому мы как бы идём вам на встречу». Это нормализует высокий ценник и заставляет нас думать, что могло быть ещё дороже.
Так и получается, что в Apple комментируют претензию о дороговизне и правильными словами превращают её в преимущество.
Почему тогда существует iPhone SE?
iPhone 5C, который грубо дал понять, как делать не надо, но и подсказал, как надо. Фото из нашего обзора
Впервые Apple выпустила свой «дешёвый» iPhone в 2016 году. Это 9 лет после запуска оригинальной модели.
Если взять во внимание продажи, которые к тому моменту били рекорды, но уже замедлялись попытка явно была вторым экспериментом выйти в новый сегмент, но точно не от отчаяния.
До этого компания расширяла предложение тем, что делала скидку $100 на модель предыдущего поколения.
Исключением был iPhone 5C, когда Apple вместо обычного удешевления iPhone 5 завернула его железо в новый пластиковый корпус и продавала по цене, по которой должна была продавать металлический iPhone 5.
Это была очевидная ошибка, из которой компания сделала очень правильные выводы.
Следующим дешёвым смартфоном и стал через 3 года iPhone SE. В корпусе от флагмана прошлого поколения, но с железом от текущего.
iPhone SE сходу продвигают как мощный дешёвый смартфон в надёжном корпусе и с отличной камерой. Фото из нашего обзора
Эта формула сделала магию. Если смотреть на любой iPhone SE в отрыве от любых других смартфонов, это всё ещё очень качественное и производительное устройство.
Металл и стекло в изящном корпусе, качественные камеры, плавная работа, экран с точной цветопередачей, удобная биометрия и все приложения App Store всё ещё делают из него крайне приятную и отличную модель, с которой можно очень комфортно жить.
Да, у Apple с него меньше маржи, но и расходы на исследования и создание производственных линий минимальные.
А продажи флагманов он не съедает, потому что топовые модели берут любители инноваций, которым уже не интересны старые дизайны.
По сути, iPhone SE это не бюджетный и даже не среднебюджетный смартфон. Это флагман для любителей качества, у кого ну совсем нет денег.
Похоже, MacBook SE разрабатывают прямо сейчас
Белый MacBook из поликарбоната 2006 года
В 2006 году Apple уже выпускала пластиковый белый MacBook для учёбы. Это была самая дешёвая модель в линейке, но она стоила $1099 на момент выхода или $1720 в 2024 году. Ни разу не бюджетный сегмент и далеко не средний.
В 2024 году самым дешёвым новым MacBook является Air с процессором M2 за $1099. Это всё ещё считается высоким сегментом, однако гораздо более доступным, чем 18 лет назад. Тогда с учётом инфляции цена была бы $701, и за такие деньги его бы отрывали с руками.
Это уже очень доступное устройство, особенно, если брать во внимание его топовую мощность и время работы от аккумулятора.
Год назад были слухи, что компания экспериментирует с концептом бюджетных MacBook дешевле, чем iPhone, чтобы конкурировать с Chromebook. Вероятно, идея Тима Кука завоевать этот сегмент с помощью iPad провалилась.
Устройство пока так и не показали, но формула, которая появилась в iPhone SE уже успешно применяется и на Apple Watch SE. Поэтому план лежит на поверхности, осталось воплотить его в жизнь.
Тем более, сам брендинг SE впервые появился именно в Mac, у моноблока Macintosh SE 1987 года выпуска.
В Apple не хотят закончить как Kodak
За новыми камерами Kodak следили так же, как за камерами iPhone
Печальную историю Kodak многие уже знают.
Компания среди первых разработала цифровые камеры, но отказалась их развивать, чтобы не терять огромные деньги, которые зарабатывала на плёнке и фотобумаге.
Когда было поздно, Kodak попыталась набрать аудиторию бюджетными камерами-мыльницами, но тем самым размыла бренд, который раньше любили за премиальное качество фотографии и расходников.
В итоге фокус оказался не там сначала из-за игнорирования инноваций, а потом из-за попытки продать товар низкого качества через силу бренда.
И это речь о технологической компании.
Модные дома Gucci, Pierre Cardin и Schiaparelli были известны статусной, дорогой и высококачественной продукцией. Эти покупательские триггеры полностью попадают в нишу, которую заняла Apple.
Все эти бренды в какой-то момент решались выпускать дешёвую одежду по лицензии. Они снимали «сливки» на волне первичной популярности, но потом моментально теряли статус и вместе с ним продажи дорогих вещей, потому что отпугивали более обеспеченных клиентов, которые слышали, что их вещи теперь продаются на городских рынках. Чтобы реанимировать Gucci, ушло 15 лет.
Есть пример и пострашнее.
В 1930-х Schiaparelli были в топе и сотрудничали с Сальвадором Дали, а в 1954 году подали на банкротство, потому что попытка выйти в массмаркет провалилось. Бренд реанимировали только через 70 лет.
В мире технологий столько времени нет ни у кого. Ту же Nokia растерзали за 7 лет: в 2007 году вышел iPhone, в 2014 году Microsoft купила Nokia. Спасать уже было нечего.
Дешёвое берут по нужде. Дорогое — потому что хотят
Хоть мы и привыкли к тому, что Apple — это дорого и качественно, один плохой продукт может на много лет испортить впечатление в массовом сознании.
Apple рискует пойти той же тропой премиальных брендов, которые больше не с нами, если выпустит пластиковый iPhone, который не будет работать гладко, или неудачно вернётся к дизайну MacBook из поликарбоната и поставит туда слишком медленный процессор.
Большой успех любого бюджетного устройства из Купертино будет страшным сном компании.
Новая аудитория, может, и появится, но приносить большие деньги в её сервисы она не будет. А это важно, поскольку эта статья доходов приносит больше денег, чем продажи iPad, MacBook, AirPods, Apple Watch, Apple TV и HomePod вместе взятые.
Но, что ещё хуже, когда действительно все будут ходить с айфонами, а не только те, кого замечают, то людям захочется выделяться чем-то другим.
И конкуренты, которые обязательно сыграют на индивидуальности и имидже своих продуктов, только и ждут, когда в Apple дадут слабину.