Почему мы высовываем язык, когда очень сосредоточены
А вы тоже непроизвольно высовываете язык, когда очень увлечены каким-то делом? Рассказываем, почему так происходит
Забавно наблюдать за детьми, а также за взрослыми людьми, которые сидят с высунутым языком и даже не замечают этого, потому что очень сосредоточены на своем занятии. И существует несколько научных теорий, которые могли бы объяснить это интересное явление.
В 2019 году французские ученые вместе с коллегами из Великобритании и Швеции опубликовали исследование, в котором предположили, что причиной высунутого языка является так называемый «моторный перегруз». Специалисты объяснили, что область мозга, контролирующая движение языка (нижняя лобная извилина) расположена вблизи той части мозга, которая отвечает за ловкость рук и способность использования различных инструментов. Тогда получается, что во время выполнения какой-то работы, требующей максимальной концентрации внимания (в основном это задачи, задействующие мелкую моторику), активируются нейроны, регулирующие нашу ловкость. И в процессе они настолько сильно перегружаются, что непроизвольно активируют соседствующие с ними нейроны, которые отвечают за язык. Вот и выходит, что как только мы сильно сосредотачиваемся, вылезает язык.
Однако исследователи допускают, что их версия является не единственной возможной. Ранее, в 2015 году, английские ученые представили свою работу, которая описывала эволюционную связь между движениями руками и языком. Они изучили стиль общения человекообразных обезьян и пришли к выводу, что общаются они в основном с помощью жестов. Эти наблюдения позволили предположить, что и древние люди общались таким же образом, пока они не стали чаще использовать свои руки. То есть, жестикулировать с занятыми руками было трудно, и им пришлось перейти на общение посредством голоса и языка.
На основе этого ученые сделали вывод о взаимосвязи между человеческой речью и движениями рук. Собственно, это заключение подтверждается активной жестикуляцией во время разговора. Кстати, в более ранних исследованиях было показано, что качество развития моторики влияет на способность осваивать язык.
Все это свидетельствует о том, что наш мозг, вероятно, делит сложные процессы, требующие концентрации внимания, на части — подобно синтаксической структуре языка. Когда нам нужно выразить мысль, мы поэтапно проговариваем части предложения, чтобы сохранить смысл. И при выполнении трудной задачи мы тоже действуем постепенно. Иными словами, ученые полагают, что мозг может считать мелкую моторику и движения языка чем-то родственным, что должно активироваться одновременно.