Почему комедия "Сердца четырех" и мелодрама Кончаловского не прошли цензуру? 5 запрещенных в СССР фильмов

05.11.2022, 19:30
В Советском Союзе цензура стояла на первом месте. Любая неувязка с официальным курсом страны, нелепая шутка, одежда или знак, который мог бы расцениваться неправильно — это лишь малая часть списка, из-за чего многие фильмы годами лежали на полке в ожидании своего звездного часа.
Настя Федорович
Почему комедия «Сердца четырех» и мелодрама Кончаловского не прошли цензуру? 5 запрещенных в СССР фильмов

«Скворец и Лира» (1974) 

  • Режиссер: Григорий Александров
  • В главных ролях: Любовь Орлова,  Петр Вельяминов

Пожалуй, это самый известный запрещенный в СССР фильм про шпионов, в котором по сюжету разведчики Людмила и Федор выполняют важные задания советского руководства в Германии предвоенных, военных и послевоенных лет… Почему фильм запретили? Над истинной причиной запрета можно только гадать. По одной версии двухсерийная военная драма так и не вышла в кино из-за разгоревшегося в апреле 1974 года шпионского скандала с арестом в Западном Берлине разведчика КГБ Гюнтера Гийома. Другие говорят, что сама Любовь Орлова забраковала фильм, увидев себя на экране. Нечего было подписываться на роль 30-ти летней девушки в возрасте 71 года. Тут не то что гример не справится, тут и пластическому хирургу наших лет придется повозиться. Съемочная группа шла на различные ухищрения, чтобы скрыть возраст актрисы, но увы, зрителя не обманешь.

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967) 

  • Режиссер: Андрей Кончаловский
  • В главных ролях: Ия Саввина,  Геннадий Егорычев,  Александр Сурин

Фильм «История Аси Клячиной» — мелодрама о любви гордой и кроткой девушки к непутевому водителю, снятая Андреем Кончаловским в 1967 году. Фильм сделан в полудокументальной манере, где почти все его герои — не профессиональные актеры. Через камеру режиссер рассказывает нам о жизни советского человека в глухой деревне. На экране появляются фронтовики, бывшие узники лагерей,  зритель слышит их подлинную речь, видит их боль и тоску, которая идеологически не вписывалась в соцреализм. Это и стало причиной негодования чиновников, вызвав ожесточенные споры. Картину требовали порезать и переснять, но съемочная группа отказалась это делать. Поэтому премьеры фильм дождался только в 1987 году, а в 1994-м Кончаловский снял продолжение — «Курочку Рябу», которое вызвало в обществе не меньше споров. 

«Сердца четырех» (1941) 

  • Режиссер: Константин Юдин
  • В главных ролях: Валентина Серова,  Евгений Самойлов,  Людмила Целиковская,  Павел Шпрингфельд

Романтическую комедию «Сердца четырех» начали снимать еще до Великой Отечественной в 1940 году. Это классический водевиль, действие которого разворачивается вокруг двух сестер Мурашовых. Галя — доцент математики, строгая и спокойная. Шура — студентка, веселая и наивная. Сюжет наполнен множеством комедийных ситуаций, а в центре фильма, конечно же, — любовь. С окончанием монтажа фильма началась вoйна. В прокат ленту не пустили, так как один из персонажей — командир Красной Армии, в фильме всего лишь комичный персонаж. На фоне развивающихся событий в стране такую ленту сочли неуместной и даже неуважительной. «Сердца четырех» пролежали на полке «Мосфильма», дождавшись окончания вoйны. Посмотрели фильм более 19 миллионов зрителей, но тем не менее нашлись критики, которые не приняли картину из-за излишней легкомысленности.

«Комиссар» (1967) 

  • Режиссер: Александр Аскольдов
  • В главных ролях: Нонна Мордюкова,  Ролан Быков,  Раиса Недашковская

Это единственный полнометражный фильм режиссера Александра Аскольдова, которого после запрета «Комиссара» на 20 лет лишили права работать в кинематографе. Действие картины разворачивается в эпоху гражданской вoйны. Это история беременной главной героини (Нонна Мордюкова), бывшей прачки, ставшей суровым комиссаром, и бедной еврейской семьи, в которой она временно живет. Режиссер продемонстрировал на примере простых людей, как пагубно отразилась на них революция, и что любая революция, ровно как и вoйна, является чистейшим злом. Его взгляд на события тех лет не совпадал с советской идеологией. Запрет «Комиссара» был неизбежен, Аскольдова клеймили и критиковали, а фильм было велено уничтожить. К счастью, сохранилась одна копия, которую спас режиссер. Целых 20 лет фильм ждал своего звездного часа, чтобы заслуженно получить признание в СССР и за рубежом.

«Одинокий голос человека» (1977) 

  • Режиссер: Александр Сокуров
  • В главных ролях: Татьяна Горячева,  Андрей Градов

Александру Сокурову всегда было свойственно снимать филосовски сложные фильмы, которые находили отклик в узком кругу аудитории киноклубов. Свой режиссерский путь он начал с своеобразного и сложного фильма «Одинокий голос», основанного на прозе Андрея Платонова, о красноармейце Никите, ищущем любви после пережитых ужасов Гражданской вoйны. Фильм так раздражал руководство своей мрачной атмосферой, лишенной революционной «духоподъемности», что он тотчас же оказался на грани уничтожения, а не просто отправки «на полку».  Все равно «кассу не соберет», так как ни один фильм Сокурова никогда не собирал массовую аудиторию — ни в СССР, ни в России. Стараниями оператора Сергея Юриздицкого ленту все же удалось спасти и выпустить на экраны спустя десять лет. 

©  Популярная Механика