Почему интерфейс настольных компьютеров по-прежнему лучше планшетов — мнение

Разработчик интерфейсов Скотт Дженсон опубликовал в своём блоге заметку о том, почему планшеты не могут вытеснить ноутбуки: какие препятствия в UX необходимо преодолеть, какие функции добавить или изменить.

Новые технологии почти каждый год отнимают лидерство у старых, однако многие из нас до сих пор пользуются старомодными ноутбуками. И это не случайно.

87d00d430b44fc.jpg

Однажды, когда моя жена работала на планшете, я спросил ее, ответила ли она на одно важное письмо. Она сразу же отложила планшет и достала ноутбук.

«А почему не на планшете?» — спросил я. В ее взгляде читалось: «Ты что, издеваешься?». С совершенно каменным лицом она сказала: «Мне некогда».

Моя жена очень любит свой планшет и пользуется им почти каждый день, но для «более серьезных задач» она использует ноутбук. Несмотря на то, что большинство из нас согласно с тем, что будущее информационных технологий за мобильными платформами, здесь все не так уж просто.

В мире, где новые технологии почти каждый год отнимают лидерство у старых, многие из нас довольно часто пользуются классическими ноутбуками. И дело здесь вовсе не в ностальгии, а в том, что мобильные технологии еще не совершенны. В этой статье я постараюсь разобраться, как все можно исправить.

Король умер, да здравствует король

Очевидно, что когда появляется новая компьютерная технология, она быстро замещает старую. Так, миникомпьютеры вытеснили большие ЭВМ, а тех, в свою очередь, вытеснили рабочие станции, потом появились настольные ПК.

Это бесконечная цепочка: новое всегда приходит на смену старому. Мобильные технологии же, хоть и являются следующим звеном цепочки, пока еле плетутся. Конечно, производство настольных ПК (и ноутбуков) уже совсем не настолько быстро растущая индустрия, как это было раньше, но и участь больших ЭВМ их тоже не постигла.

3055419-inline-i-1-why-desktop-ux-still-

В 2010 году было очевидно, что планшеты произведут революцию в компьютерном бизнесе. Я сам работал в компании, в которой были приняты «планшетные вторники»: нам всем следовало пользоваться в течение дня только телефонами или планшетам.

И конечно, это не могло так долго продолжаться: большинство из нас снова вернулись к ноутбукам. Школы, которые раньше были преисполнены энтузиазмом от перспективы использовать iPad в учебном процессе, теперь снова постепенно переходят на ноутбуки.

Что еще более странно, в то время как продажи смартфонов только растут, продажи планшетов почти остановились, и даже начали падать. Так в чем же дело?

Эффект нового рынка vs. эффект старого рынка

Так легче понять, как новая технология вытесняет старую. Одна очень крутая бизнес-книга — «Дилемма инноватора» — очень подробно изучает данный вопрос. В ней показано, как новые технологии обычно игнорируются компаниями, давно зарекомендовавшими себя на рынке.

Проблема в том, по крайней мере в самом начале, что новая технология — это не совсем то, что нужно уже существующей базе покупателей. И тогда индустрия высоких технологий ищет новые недооцененные, непризнанные рынки.

По мере роста рынка новая технология вызревает и становится такой же хорошей, как и то, что предлагается старыми рынками. Так старое поглощается новым.

Мобильные же технологии еще не достаточно созрели для того, чтобы заместить собой рынок настольных ПК.

В этой книге в качестве примера подобного эффекта используются жесткие диски Seagate. В 1980 году емкость новых жестких дисков компании Seagate с форм-фактором 5,25 дюймов оказалась слишком маленькой для миникомпьютеров — доминировавшей компьютерной платформы того времени.

Компании, занимавшиеся продажей жестких дисков, сразу же отмахнулись от них. Однако жесткие диски были спасены благодаря взорвавшим тогда компьютерный рынок настольным ПК, которым как раз и требовались небольшие диски с маленьким энергопотреблением.

Тем не менее, в течение десяти лет этот новый вид дисков очень сильно изменился, их емкость увеличилась и превзошла емкость дисков на миникомпьютерах. Компания Seagate же продолжила вытеснять с рынка компании, которые раньше занимались созданием жестких дисков, и выбилась в лидеры огромного рынка настольных ПК.

Это доказывает, что новые технологии прежде всего начинают расти на недооцененных рынках. Запустившись в таких условиях технология дозревает настолько, что может вытеснить старые рынки.

Эти два шага к доминированию на рынке я буду называть «эффект нового рынка» и «эффект старого рынка». Что касается мобильных технологий, эффект нового рынка возник вокруг нового стиля потребления игр, социальных приложений и новостных лент.

Смартфоны начали делать то, что не могли делать настольные ПК: в отпуске размещать фотографии в сети, убивать время в очереди или быстро публиковать новости, пробегая по аэропорту. Таким образом, эффект нового рынка для мобильных платформ стал возможен благодаря целой группе новых способов применения смартфонов, до которых рынку настольных ПК и ноутбуков не было никакого дела.

Экономика vs. эргономика

Итак, для мобильных технологий возник эффект нового рынка, и он сразу стал разрастаться в тех направлениях, которые были недоступны настольным ПК (мой самый любимый пример — Игры для котов). Проблема в том, что слишком много людей объединяют эффект старого и нового рынков. Они предполагают, что если мобильные технологии разрастаются, проникают на новые рынки, особенно на рынки развивающихся стран, то логично предположить, что они разрушат старые рынки.

3055419-inline-i-2-why-desktop-ux-still-

И хотя мобильные технологии добрались и до развивающихся стран, было бы слишком просто утверждать, что они убьют рынок настольных ПК. Может быть пользователи и в самом деле пользуются только мобильными платформами, но возможно, что хотя бы от части, здесь виновата экономика.

Очень сложно утверждать, что жители развивающихся стран используют мобильные технологии, потому что это для них самый лучший опыт из возможных. Гораздо более вероятно, что они пользуются мобильными технологиями, потому что это единственный вариант, который они могут себе позволить.

В целом мы должны уделять большое внимание подобному функциональному замещению, но правда заключается в том, что если рассматривать пользователей, у которых есть выбор, то нельзя сказать, что мы наблюдаем почти такой же эффект старого рынка.

Разве большинство корпораций заменили настольные ПК на планшеты? Конечно, нет. Скорее всего, на данный момент на рынке идут процессы, которые нам еще предстоит изучить.

Как я уже говорил, самые важные открытия обычно начинаются с обычной наблюдательности «Хмм, интересно, что…»

Месть фаната UX

Моя жена взялась за ноутбук не из чувства ностальгии. Та фундаментальная глубина UX настольного ПК дает ей выразительные возможности, которых так не хватает планшетам. Таким образом, настольные ПК пока не ощущают эффект старого рынка (по крайней мере пока) по той простой причине, что мобильные платформы еще не настолько созрели, чтобы вытеснить их.

Но, пожалуйста, давайте попробуем избежать словесных перепалок, которые так часто встречаются в Twitter, — не надо набрасываться на меня с примерами людей, которые составляют текст письма или показывают слайды на планшете.

Конечно, такие люди есть, но, как я уже говорил, они скорее являются исключением, подтверждающим правило. И хотя и есть те люди, которые записывали целые рассказы на смартфонах, эти люди, скорее, олимпийские атлеты мобильных платформ. Нам остается только удивляться тому, что они сделали, но у нас нет иллюзий о том, что мы сами сможем так же.

3055419-inline-i-5-why-desktop-ux-still-

Большинство компаний до сих пор пользуются настольными ПК или ноутбуками по одной простой причине — с их помощью можно успеть сделать гораздо больше. А если вы скажете, что «профессиональное коммерческое использование» уже не имеет значение, то вы путаете эффект старого и нового рынков.

Я не утверждаю, что настольные ПК победят мобильные платформы. И я также не считаю, что у нас навсегда останутся настольные ПК. Но все-таки есть определенные различия у UX настольного ПК и UX мобильного устройства, и отсюда вытекают важные следствия.

Все дело в микровзаимодействиях

Большую часть своей карьеры я объяснял людям важность маленьких деталей пользовательского опыта. К счастью, Дэн Саффер написал блестящую книгу, которая все объясняет: «Микровзаимодействия».

Микровзаимодействия — это те небольшие, кажущиеся незначительными, интерактивные моменты продукта, которые на самом деле являются очень ценными для пользовательского опыта.

Мы слишком часто упускаем, или даже недооцениваем влияние, которое эти микровзаимодействия оказывают на продукт. То же самое происходит при разборе мобильного UX и UX настольных ПК.

Мы настолько ослеплены своей техно-страстью к жестам мультитач, что просто игнорируем те компромиссы, на которые приходится идти мобильному UX. У этих компромиссов есть свои за и против.


Например:

1. Оценка текстового набора

Если вам надо быстро набросать твит или коротенькое письмо типа: «буду в 5», то вы легко справитесь с этим и с помощью виртуальной клавиатуры мобильного устройства и неуклюжего управления курсором.

Однако, если вам нужно, например, поработать над редактированием текста, то здесь все сразу становится сложнее. По большей части, пользователи совсем неохотно сочиняют большие тексты на мобильных телефонах по одной простой причине: работа с текстом на уровне микровзаимодействий гораздо сложнее осуществляется на мобильных девайсах. Вот только часть списка:

  • Установка курсора конфликтует с предложениями автокоррекции.
  • Очень сложно поместить курсор туда, куда вам нужно.
  • Автокоррекция постоянно все усложняет.
  • Работа с экраном с помощью жеста «тап», это целый контекстный сдвиг (в сравнении с клавишами перемещения курсора).
  • Функции «копировать» и «вставить» реализованы очень неуклюже (в сравнении с настольными ПК).

2. Оценка окон

Мобильные телефоны могут работать только с одним окном одновременно. Это блестящее упрощение, которое позволяет пользователям игнорировать остальную массу визуального и интеллектуального хлама, которая является неотъемлемой частью оконной системы настольных компьютеров.

И если вам нужно просто посмотреть ролик на Youtube или запустить игрушку, то никаких проблем не возникнет. Однако если вам нужно создать какой-то контент, cкопировать информацию из одного документа, вставить ее в другой, или, например, сравнить черновые документы, то здесь ваши возможности сильно упадут.

Проблема становится еще серьезнее, если у вашего устройства большой экран. В настоящее время планшеты растут до размеров экранов настольных ПК, и в этом случае такое, присущее планшетам упрощение, ощущается пользователем скорее как жесткое ограничение.

3. Оценка файлов

По большей части, файлы совсем не видны за мобильными приложениями. Данные пользователя буквально спрятаны внутри приложений, и у каждого из которых есть собственные UX-техники для отображения этих данных.

Такое упрощение обосновано, и оно хорошо работает для небольших задач, таких как игры или просмотр популярных роликов. Но если вам нужно работать с десятками объектов, или, например, вы хотите вложить изображения в email, или даже пользоваться двумя разными приложениями, чтобы редактировать один и тот же объект, то это самое упрощение уже начинает сдерживать пользователей.

Конечно, никто не ставит под сомнение что полнофункциональный классический режим папок настольных ПК — это убийство для мобильных устройств. Однако если ограничить мобильный UX моделью app-as-container, тогда мобильные приложения окажутся под двойным ударом: вы не сможете получить доступ к своему контенту через различные приложения, и не сможете воспользоваться преимуществом облачного хранилища.

Но никому до этого нет дела

В книге «Дилемма инноватора» есть очень простой ответ на эти вопросы:, а кого это волнует? Новые технологии открывают новый рынок и тут происходит реальная активность.

Кого волнуют документы или электронные письма? Вопрос времени прежде чем и они исчезнут как динозавры. Я даже уже слышу, как вы кричите: «Очнись! Ощути вкус инноваций, ты, зацикленный на прошлом, ослепленный ностальгией апологет!»

3055419-inline-i-3-why-desktop-ux-still-

Ой, это было довольно жестко, но я услышал вас. С какой стати нам думать о нескольких давно запылившихся чуваках, которым хочется делать дурацкие слайды?

Да мне, в общем-то, тоже все равно

Смысл этой статьи заключается не в том, чтобы защитить настольные ПК, а в том, что нужно улучшать мобильные устройства. Шикарная возможность плывет нам в руки, а мы совсем ослеплены успехом эффекта нового рынка, чтобы оценить ее как следует.

Мы должны честно признать, что когда речь идет о наборе текстов, о концепте окон и о файловых задачах, настольные компьютеры обходят мобильные устройства. Но это совсем не значит, что нам следует вернуться к концепту настольных ПК. Давайте хотя бы начнем с беспристрастной оценки этих недочетов. А потом просто спросим себя: «Как можно это исправить?»

Вот список вещей, которые мы должны хорошо изучить, чтобы исправить мобильный UX. Я хочу сразу обратить ваше внимание на то, что каждый пункт из этого списка, скорее всего, покажется вам совершенно незначительным. Но в этом и есть суть микровзаимодействий.

Эти улучшения явно не попадут в новостные заголовки. Но эти микровзаимодействия являются базовыми строительными кирпичиками, на которых строится мощный UX.

Нужно в полной мере осознать, что функциональность виртуальной клавиатуры имеет и минусы и плюсы.

У планшетов уже есть физическая клавиатура и большинство людей ощущает, что это решает все проблемы связанные с медленным вводом текста. Но создание большого текста не ограничивается его набором. Вам иногда нужно выделять слова и редактировать текст.

В мобильном UX есть множество функций, которые поддерживают работу виртуальной клавиатуры, это, например, автозаполнение, альтернативный выбор слов, всплывающее при нажатии на слова в тексте меню.

Однако, несмотря на значительное облегчение работы с текстом, у всех этих функций есть накопительный негативный эффект. В настольных ПК, когда вы кликаете на текст, то это только передвигает курсор на экране. Что же касается мобильного UX, то здесь появляется большое количество разнообразных возможностей. Ничего удивительного, что такие простые операции, как выделение слова или перемещение курсора, становятся гораздо сложнее.

Одно только принятие существования такого эффекта значительно облегчает нам понимание этих проблем, помогает пересмотреть действия, которые предлагаются пользователю по умолчанию при нажатии на экран, и возможно, мы смогли бы сохранить базовое «tap to move the cursor» поведение более предсказуемым.

Force Touch для выделения текста

Аналогично, если бы мы могли больше выражать простым нажатием на экран, то, возможно, в результате появилось бы больше разнообразных UX-ньюансов, и это позволило бы нам улучшить функцию базового перемещения курсора UX настольных ПК.

В настоящее время Force Touch используется в качестве широко разрекламированного клика правой кнопки мыши для приложений. И эта функция могла бы использоваться в других целях тоже. Например, чтобы помогать в выделении текста или для того, чтобы предлагать те же самые функции, о которых мы говорили выше, но менее навязчиво.

Лучший способ копировать/вставить

«Копировать» и «вставить» — это базовые возможности, и к сожалению, на мобильных платформах они реализованы слишком сложно.

Функции «копировать» и «вставить» всегда были закреплены в меню «редактировать» на настольных ПК. Кроме того, всегда была предусмотрена возможность работы с горячими клавишами. На мобильных платформах нет меню, и горячих клавиш тоже, так что разработчикам приходится неуклюже выворачиваться из ситуаций — обычно благодаря всплывающему меню, которое совсем не всегда требуется пользователю.

Первым шагом в этой ситуации должно быть признание факта, что это ляп в мобильном пользовательском опыте, а затем следует найти более продуктивные решения.

Возможно, одним из вариантов могла бы стать разработка кнопки «копировать — вставить», ее размещение прямо на клавиатуре. Кроме того, не следует забывать о прошлом.

Визуальный буфер обмена планшета Newton был прежде всего ценен тем, что делал этот буфер видимым для пользователя. И таким образом, можно было не только с легкостью увидеть, что именно было в буфере обмена, но в целом создавалась новая контрольная панель, на которую можно было нажимать и перетаскивать нужные элементы на целевую область.

3055419-inline-i-4-why-desktop-ux-still-

Эквиваленты клавиш перемещения курсоров

Часто, набирая текст, вам необходимо вернуться на несколько символов назад, чтобы отредактировать слово. Было бы проще делать это, если бы на клавиатуре был бы предусмотрена какая-нибудь простейшая функциональность по типу клавиш перемещения курсора.

И в этом направлении есть несколько хороших идей. Например, жестом свайп можно превратить клавиатуру во временный трекпад для передвижения курсора. При условии, что мы уже исследовали жесты на клавиатурах, в этой области можно еще очень много сделать.

Больше чем двухоконный режим

iPad Pro и Windows Surface сейчас экспериментируют с ограниченным двухоконным режимом. Опытным пользователям он очень полюбился.

По моим оценкам, более 90% всей моей работы на iPad Pro ведется в режиме split screen.

 — Бэн Баджарин (@BenBajarin) 4 декабря 2015

Нам надо больше исследовать и продвигать этот подход, особенно потому, что планшеты становятся все больше и больше. И здесь дело не только в том, чтобы передвигая предметы между окнами просто так одновременно можно видеть больше.

Двухоконный режим со скользящей разделительной линией — это простое расширение, но так как планшеты растут все больше, то необходимо рассмотреть возможность разделения на большее количество окон.

Передача файлов

Возможность поделиться данными приложений в виде доступных любому файлов теперь кажется нам неотъемлемым цифровым правом. У пользователей есть право открывать файлы в тех форматах, которые может изменить и увидеть любой другой пользователь.

Очевидно, самый ценный случай применения этой функциональности — фотографии. Большинству приложений достаточно доступа для чтения (например, просто загрузить фото), но остальным требуется возможность редактировать файлы.

Конечно, здесь возможен некоторый риск, но благодаря этому возникнет более открытый, напоминающий детский конструктор подход к использованию приложений. Обратите внимание на то, что нам не нужно возвращаться к полнофункциональной системе виртуальных папок, чтобы добиться этого.

Простая папка в стиле Dropbox с пользовательским контентом, доступная из множества приложений, будет отличным началом в этом направлении.

3055419-inline-i-6-why-desktop-ux-still-

Загрузка файлов в облачное хранилище

Если мы сделаем так, чтобы данные приложений можно было выгружать как простейшую файловую систему, вы сможете перегружать эти файлы в облачную систему хранения.

Теперь, когда у каждого из нас есть больше одного устройства, способность приложений на каждом из них получать доступ к одним и тем же файлам значительно упростит жизнь.

Для меня это что-то само собой разумеющееся, если речь идет о настольном ПК, однако такая возможность становится практически непреодолимым препятствием для большинства моих мобильных приложений. Мы однозначно можем добиться этого для мобильных устройств, так как такая возможность едва ли создает какие-либо дополнительные пользовательские трудности.

Заключение

Мобильные платформы совсем не убивают старые настольные ПК, как большинство из нас ожидало. Понятно, что за этой платформой будущее компьютерных систем (по крайней мере, до тех пор, пока не появится что-то новое), но мы преувеличили важность эффекта нового рынка, сосредоточились на «блеске» и перестали уделять внимание важным микровзаимодействиям.

Мы так любим эффектные свойства UX, что игнорируем глубокое влияние давно зарекомендовавших себя и ставших обыденными возможностей. Те рекомендации, которые были перечислены в этой статье, с легкостью игнорируются.

На самом деле, они являются базовыми структурными элементами функционального UX, и их надо улучшать. Удивительно, что так много идей, реализованных на мобильных плаформах, возникли благодаря их предшественнику — UX настольного ПК.

©  vc.ru