«Почему бы Гарварду не запустить франшизу» — Что ИТ-предприниматели думают об образовании

Редакция vc.ru на основе открытых источников выяснила, что думают о роли образования в жизни западные ИТ-предприниматели. Одни считают, что учёба в университете переоценена, а другие убеждены, что это ключ к жизненному успеху.

Питер Тиль

b9844ecab44abd.jpg

Сооснователь Paypal говорил в интервью Techcrunch, что Америке угрожает пузырь высшего образования. «Настоящий пузырь — это когда что-то слишком переоценено и держится на вере. Образование — это, возможно, единственная вещь, в которую до сих пор верят американцы. Ставить под сомнение его важность — опасно, это настоящее табу, всё равно что заявить, что Санта-Клауса не существует», — указывал предприниматель. Сам Тиль вырос в благополучной семье из верхушки среднего класса и закончил Стенфорд.

По мнению Тиля, переломный момент наступил в 2005 году, когда Джордж Буш издал постановление, согласно которому нельзя избавиться от необходимости выплаты студенческого кредита даже через банкротство. «Это хуже чем токсичная ипотека. Приходится забыть о будущем, о котором мечтал, ради того, чтобы расплатиться с долгами за модный университет, который и должен был обеспечить это самое будущее», — говорил инвестор.

Он полагает, что общество не должно склонять людей возлагать все свои надежды на нечто, что по определению является исключительным: «Если бы в Гарварде действительно давали лучшее образование, которое так всё меняет, то почему бы не запустить франшизу, чтобы оно стало доступнее для большего числа людей? Почему не открыть 100 филиалов Гарварда? Тут дело в исключительности и статусности. В системе образования ценность человека зависит от неудач других людей. Любая отсылка к естественному отбору служит лишь оправданием чего-то жестокого. Когда жизнь людей трещит по швам, можно этого не замечать и делать вид, что если бы они закончили Гарвард, у них всё было бы хорошо. Возможно, это не так».

Эрик Шмидт

5bcd236fd351d5.jpg

Глава Aplhabet, закончивший Беркли и Принстонский университет, считает, что все, кто рассуждает о ненужности образования, заблуждаются. «Многие носятся с мыслью о том, что высшее образование — пустая трата времени; они просто ошибаются», — говорил Эрик Шмидт на конференции SXSW в 2014 году. Он подчеркнул, что высшее образование приносит человеку значительную экономическую отдачу в течение всей жизни.

«Если вас интересуют деньги, то надо поступать в университет. Если вас интересуют культура и творчество, то надо поступать в университет. Если хотите веселиться, то надо поступать в университет. Поступайте в университеты», — рекомендовал Шмидт.

Билл Гейтс

529bd7d0506fe1.jpg

Основатель Microsoft бросил Гарвард на втором курсе, но спустя 34 года всё-таки получил диплом. Гейтс, оставив руководство созданной им корпорации, сосредоточился на общественной деятельности, и в своих выступлениях уделял внимание, в том числе, и вопросам образования. В частности, он заявлял, что высшее образование — один из ключевых инструментов, обеспечивающих равные возможности для всех, и ратовал за равный доступ к нему. Гейтс также подчёркивал, что обладатели университетских дипломов зарабатывают вдвое больше выпускников школ, и среди них гораздо ниже уровень безработицы.

«Печально, что в США многие дети поступают в университеты, но катастрофически сократилось число студентов, которые доучиваются до конца», — сетовал предприниматель.

Марк Цукерберг

fd7860d334f1fb.jpg

Создатель Facebook и его жена Присцилла Чан выступают учредителями организации Chan Zuckerberg Initiative, деятельность которой направлена на «развитие человеческого потенциала и обеспечение равных возможностей для детей по всему миру». Цукерберг не закончил Гарвард и впоследствии признавался, что у него в семье все были уверены, что с получением диплома он не справится. Других публичных высказываний на тему высшего образования он не делал.

Его жена тоже училась в Гарвардском университете и в позднейших интервью говорила, что чувствовала себя там некомфортно, хотя понимала, что образование может дать ей много возможностей. «Эти возможности точно недоступны многим людям, с которыми я выросла», — говорила Чан. Chan Zuckerberg Initiative уделяет большое внимание начальному образованию: в 2014 году супруги выделили $120 млн на развитие образования в школах Сан-Франциско.

Тим Кук

5d7de6a948e5c9.png

В 2015 году генеральный директор Apple (выпускник университета Оберна и обладатель диплома MBA школы Фукуа университета Дьюка) заявил, что пожертвует всё своё состояние на благотворительность —, но только после того, как оплатит учёбу в колледже своему племяннику, которому тогда было 10 лет. При этом Кук убеждён, что «всю систему образования в Америке надо изобретать заново». Особенно он озабочен школьным образованием. Он считает, что программирование должно стать обязательным предметом наряду с английским и математикой.

Элон Маск

c9f73df3fe5667.jpg

Основатель Tesla и SpaceX закончил школу в родной ЮАР и перебрался учиться в Канаду. На втором курсе он перевёлся в Университет Пенсильвании, где получил степень бакалавра по физике и экономике. Маск — отец пятерых детей, и судя по всему, к учёбе относится крайне серьёзно: он был недоволен качеством начального образования в Калифорнии и в 2015 году открыл собственную школу Ad Astra. Школа маленькая: сначала в ней учились всего 20 детей, и родители большинства из них были сотрудниками SpaceX.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru