Почему я продаю топовый MacBook M1 Pro и покупаю игровой ноутбук на Windows. Надоело

2023 год неожиданно оказался самым насыщенным на релизы за последние девять лет.

Выходят громкие проекты вроде Atomic Hearts, Star Wars Jedi: Survivor и Alan Wake 2, а также ожидаемые долгострои, такие как Hogwarts Legacy, Diablo IV, Kerbal Space Program 2, Dead Island 2, ремейки Dead Space и System Shock, Cities: Skyline II.

Причём анонс последней два месяца назад как игла проткнул пузырь терпения: все эти игры выходят на ПК, и ни одной не будет на Mac.

Несмотря на то, что Apple вторую WWDC подряд не словом, а делом доказывает, что хочет AAA‑игры на свои компьютеры, этого пока мало.

И добила меня реакция СМИ на хайповый Game Porting Tool, который запускает игры, но на самом деле никакой не эмулятор.

Ниже рассказываю, почему я абсолютно серьезно больше не планирую покупать мощный MacBook, собираюсь продавать свой и вместо этого смотрю в сторону игрового ноутбука на Windows.

Чипы на Mac великолепные, но новые игры еле выходят


Печальный набор актуальных игр для Mac в 2023 году. Спасибо, что работают (почти) без просадок

Из крупнобюджетных проектов по пальцам могу посчитать плюс-минус актуальные, которые работают на Mac.

Хватит десяти: Mafia III, серия Tomb Raider, Cities: Skyline, Divinity: Original Sin 2, The Sims 4, Цивилизация 6, Layers Of Fear, No Man«s Sky, Resident Evil Village.

При том почти все запускаются только благодаря Rosetta 2, не считая трёх последних.

К счастью, его хватает. Проблемы с производительностью были только в Crusader Kings III, а все остальные игры на моём M1 Pro летают.

Но это всё ремейки, долгострои или просто вышедшие больше пяти лет назад проекты, которые, наконец, добрались до компьютеров Apple.

Мимо платформы же проходят Hogwarts Legacy, The Callisto Protocol, ремейк Dead Space, Atomic Hearts, Star Wars Jedi: Survivor, Kerbal Space Program 2, ремейк System Shock, Dead Island 2, Diablo IV, Alan Wake 2, Cities Skyline II, Starfield, Assassin«s Creed: Mirage и ни одной из них можно в принципе на Mac не ждать.

Да, второй год подряд WWDC становится своеобразной E3 для Mac, где компания показывает то анонс нативных версий Resident Evil Village с No Man«s Sky, то Stray с Death Stranding.

Но всё это еле доковылявшие релизы буквально прошлого десятилетия (Stray исключение).

Больше того, даже в собственном сервисе компании Apple Arcade не все релизы добираются до Mac. Например, на нём нет Dead Cells+ и не будет Stradew Valley+, хотя на iOS, iPadOS и TVOS они доступны. А ведь это те немногие проекты в подписке, в которые хочу поиграть именно на ноутбуке.

Конкретно тут дело в том, кто занимался портированием под iOS, но я правда не понимаю, почему бы не позволить запускать версия для iPad на Mac с Apple Silicon, как это работают с 15‑летними GTA San Andreas и Vice City.

И пока сложно представить, что ситуация резко поменяется, несмотря на все усилия компании.

Apple запрещает продавать игры с Game Porting Tool


В соглашении компания разрешает только разрабатывать, тестировать и оценивать видеоигры для компьютеров Apple

Итак, на WWDC23 Apple представила инструмент, который помогает оценить потенциал портирования игры, которую разработали с поддержкой набора графических инструкций DirectX 12. Обычно на это уходит несколько месяцев, а тут запуск моментальный.

Всем показалось, что, раз игры включаются, на Mac теперь работает Cyberpunk 2077, Diablo IV, Ведьмак 3 и так далее.

Так?

Нет, не так.

Во-первых, вам нужны большие танцы с бубном и сильное желание, а запускаться гладко и с первого раза мало что будет.

Во-вторых, 40 FPS на ноутбуке за 250 000 рублей это какой-то смех.

В-третьих, разработчикам новый инструмент Apple поможет, но не сделает за них даже четверть работы.

Но есть четвёртая, самая большая проблема.


Steam Deck, работающий на Linux, запускает Windows‑игры благодаря тем же людям, которые разработали технологию, лежащую в основе Game Porting Tool

Название программы громкое, но на деле это не инструмент (tool), а слой для перевода Windows‑игр, который называется Wine. К нему также добавили анализ производительности.

То есть игра запускается, а программа затем показывает, где проблемы.

Чуть больше про Wine:

Game Porting Tool (с большими доработками) основан на CrossOver 2022, которая уже давно запускает программы Windows, но с большими костылями.

К тому же, запускать разработанные под DirectX 12 игры энтузиасты научились буквально за пару дней до WWDC23 на примере старенькой Diablo II.

CrossOver, в свою очередь основан на открытой технологии Wine, таком слое для перевода инструкций программ на Windows.

Больше 50% денег на разработку Wine вкладывает CodeWeavers, создатель CrossOver.

Благодаря разработчикам из CodeWeavers на Steam Deck запускаются Windows‑игры через слой перевода инструкций DirectX, который называется Proton.

Название «Wine» происходит от »Wine Is Not an Emulator», что буквально говорит »Wine это не эмулятор». Ровно как и Game Porting Tool, на нём основанный.

Условия использования Wine подразумевают, что любой, кто использует эту технологию, должен делиться своими достижениями с сообществом. Не стиль Apple, как мы знаем.

Вероятно, чтобы обойти ограничение, в лицензии Apple Game Porting Tool чёрным по белому указано, что ни один разработчик не имеет права продавать игру, которая запускается на его основе, а также не может заниматься обратной разработкой и тем самым вносить вклад в развитие технологий CodeWeavers.

То есть компания прямо запретила продавать игры конечным пользователям со «вшитым» инструментом портирования и «взламывать» схему перевода инструкций для Metal для всеобщего пользования.

А самое-то интересное, что…

Game Porting Tool не портирует игры


В официальном видео про новый инструмент Apple чётко показывает, для чего он нужен. Работы от одной только возможности запуска меньше не становится

За разработчиков Game Porting Tool ничего в коде не меняет и даже не даёт подсказок, как именно сделать нативную для ARM версию проекта.

Он лишь намекает, где искать проблему.

Реальные инструменты для портирования всё‑таки есть, они идут дополнительным пакетом. Apple выпустила их сразу после той же WWDC 2023.

Все они упираются в низкоуровневый набор инструментов для графики Metal, который прямо взаимодействует с железом.


Автоматическая компиляция шейдеров и универсальный движок теперь всё же ускорят портирование игры, а для созданных на основе DirectX 12 в принципе сделают это возможным

Есть Metal shader converter, компилятор шейдеров и MetalFX Upscaling.

С помощью них и десятков других видео Apple идёт навстречу разработчикам, чтобы те могли эффективно оптимизировать игры под платформу компании, параллельно улучшая Metal 3 в macOS 14 Sonoma.

Поэтому никакой революции, о которой так хочется кричать журналистам и блогерам, не случилось.

По сути, Apple сделала ещё один облегчающий жизнь разработчикам шаг, но уж точно не выпустила инструмент, который сделает за них работу.

В итоге получается, что эйфория от выхода Game Porting Tool выглядит точно так же, как если бы всем пользователям настольного и полноценного Adobe Premiere Pro сказали бы, что с выходом Apple Final Cut Pro на iPad они теперь смогут с той же эффективностью монтировать свои голивудские блокбастеры на планшете.

Один движок не равно одна платформа


Для релиза ремейка Layers of Fear, созданного на базе Unreal Engine 5, разработчикам пришлось работать напрямую с инженерами Apple

Оптимизировать графику под консоли и Mac сложно. Со стороны может показаться, что, если игру разработали на Unity или Unreal Engine 5, которые совместимы и нативно работают на продуктах Sony, Microsoft, Apple и Nintendo, то запустить игры на мультифплатформе можно в один клик.

Нет.

Смотрите на то, как тяжело стартуют последние эксклюзивы PlayStation на ПК. Баги и просадки везде. Учитывать все элементы низкоуровневой работы шейдеров сложно, адаптировать код приходится аккуратно, важно иметь понимание, как работают «строительные блоки» графики для разных API на каждой платформе.

Поэтому, например, несмотря на полную совместимость Unity с ARM чипами в Mac, в Colossal Order говорят, что вообще не знают, будут ли выпускать Cities Skyline II на компьютеры Apple.

Даже с учётом того, что их первая часть в 2015 году вышла на Windows и тогда ещё называвшейся OS X одновременно. И эта версия до сих пор отлично работает через Rosetta 2 на моём MacBook Pro 16 с M1 Pro.


Разработчики Cities: Skyline II (Colossal Order, Paradox Interactive) отвечают, что пока версии для Mac в планах нет

Разработчики Layers of Fear, в свою очередь, сделали версию для Mac и запустили в тот же день, что и на всех остальных платформах. Это первая игры на Unreal Engine 5 для macOS. Программисты похвалили реальную мощность, которую дают инструменты Apple в использовании железа Mac.

Но это пример, которому должна последовать вся индустрия.

А для этого у создателей игры должен быть коммерческий интерес. Который без интереса потребительского невозможен.

У людей нет в головах мысли «Mac для игр»

Разрастающийся Apple Arcade, Apple Vision Pro с чипом M2, которому нужны интерактивные развлечения, каждая WWDC с анонсом новых крупнобюджетных проектов для Mac, наконец, становится возрождением игровой Apple.

Компания делает многое, чтобы снова ассоциироваться с индустрией, и для хороших продаж своего «пространственного компьютера» ей это это будет нужно так же сильно, как для ноутбуков.

Буквально пока писал этот пост, общался с девушкой из Германии, пользовательницы iPhone 11. Когда я сказал, над какой темой работаю, она удивилась, что на MacBook вообще можно играть.

Тут осознал, насколько глубокую работу Apple придётся провести с обычными покупателями, а не увлечёнными вроде меня.

Люди просто не знают, что их компьютеры теперь настолько хороши.

Конец неравенства далеко


Невозможность запустить лучшие игры на лучшем железе уже второй год раздажает

В итоге проблема игр на Mac упирается аж в 4 пункта:

Apple контролирует софт и железо даже на уровне графики через Metal Из-за несовместимости Metal и DirectX 12 визуал нужно пересобирать Компьютеров Apple в 10 раз меньше, чем ПК Покупатели Mac не ассоциируются с геймерами.

Уверен, что в обозримом будущем с нами останется только первый пункт, поскольку контроль софта заложен в ДНК купертиновцев.

Над остальным они плотно работают.

Раньше перевести инструкции DirectX 12 на Metal почти не могли, но Apple выпустила для этого анализатор Game Porting Tool и реальные инструменты портирования.

Аналитики из Counterpoint считают, что Mac на ARM будет и дальше отбирать рынок.


Около 90% всех продаваемых ноутбуков на ARM занимает Apple. Доля растёт каждый год, и сейсмический толчок этому дал M1 в 2020 году

Для контекста.

В 2022 году 11.52% проданных ноутбуков работали на Apple Silicon (это 90% от всех настольных arm, доля которых была 12.8%).

В 2027 году их будет уже примерно 22,8% от проданных.

Проблема в том, что к тому времени разработчики, возможно, только начнут воспринимать платформу как значимую. И то, если Apple продолжит понижать планку входа ценой и завлекать новых покупателей игровым направлением, откусывая долю в сытой индустрии.

Ещё год, и выбираю игровой ноутбук

Как видите, разговоры выше идут в будущем времени, с заделом на потенциал. Лет на пять вперёд.

А продуктом хочется пользоваться полноценно сейчас. Игры покупать если не на страте, то точно не через четыре года. Не ждать, пока Apple договорится с большими издателями и разработчиками, а видеть, как они сами с первого дня заинтересованы в запуске Mac.

Мой MacBook Pro с M1 Pro прекрасен, лучший компьютер, которым пользовался.

Но с тонущем игорем мириться всё сложнее, и никакой релиз Apple Arcade не заменит мне долгожданный Hogwarts Legacy, инновационный Dead Space и любимый Cities: Skyline II.

Самое-то интересное, что за цену одного MacBook Pro 16 на M2 Pro с 1 ТБ хранилища (3300 €) можно взять MacBook Air 13 на M2 за 1300 € для работы и ASUS ROG Strix 15 с RTX 3080 за 2000 € для игр.

И после такой простой математики я, как человек, который не монтирует кино с 16 потоками 4K‑видео и не занимается 3D графикой, плотно задумался.

А нужен ли мне в принципе такой мощный ноутбук, когда на нём нельзя стать космонавтом, волшебником или хотя бы джедаем?

©  iphones.ru