Планетологи выяснили, какая планета Солнечной системы самая старая

4ab71ed12a0570494c167509f6b0d7f6_ce_1366

Кто в Солнечной системе старший? Конечно, Солнце: с его рождения 4,6 миллиарда лет назад началась история нашей планетной системы. А следом за ним из диска аккреции — кучи камней и пыли, окружавших новорождённое солнце — появился Юпитер. К такомы выводу пришла международная группа учёных, работающая в Ливерморской национальной лаборатории.

Млечный путь — это космические трущобы Вселенной

Холодный карлик и его обитатели. Есть ли жизнь на WISE J0855−0714?

Планетологам давно стало понятно, что первыми должны были сформироваться планеты-гиганты — Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а уже следом за ними — маленькие планеты земной группы — Меркурий, Венера и Земля. Но вопрос о том, кто из газовых гигантов был первым, оставался открытым. Никаких проб вещества с объектов, расположенным дальше пояса астероидов, у человечества в распоряжении пока нет, поэтому чтобы ответить на вопрос о том, какая из планет Солнечной системы самая старая, учёные изучали не сами планеты-гиганты, а метеориты — их у нас достаточно.

Изотопный анализ показал, что все метеориты чётко делятся на две группы; учёные предположили, что такая выраженная разница в составе может говорить о том, что метеориты формировались из двух очень разных облаков газа и пыли. Каждое такое облако когда-то находилось в пределах Солнечной системы. Математическая модель формирования Солнечной системы показала, что два таких облака могли образоваться, если следом за Солнцем сформировалась очень большая и тяжёлая планета, своей гравитацией расчистившая себе путь в окружавшем Солнце диске из больших и маленьких камней, газа и пыли, разделив этот диск на две части. Согласно модели, всё это происходило в первый миллион лет существования Солнечной системы, то есть практически сразу после того, как зажглось Солнце.

Спустя 4,5 миллиарда лет окончательно сформировавшиеся газовые гиганты вытолкнули всё вещество бывшего аккреционного диска, оставшееся за орбитой Юпитера, в пояс астероидов. Там холодные куски льда и камня налетают друг на друга, сталкиваются и разлетаются на куски поменьше. Некоторые из таких осколков долетают до Земли — так мы получаем весточки о том, что происходило в Солнечной системе задолго до появления нашей планеты.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, кратко о нём рассказывает пресс-релиз Ливерморской национальной лаборатории.