Падение гигантов: как мобильный Need for Speed скатился на дно

Известно, что чем больше шкаф — тем громче он падает. К небожителям это относится в полной мере. Недавно сиял в заоблачных высях, а теперь ноги подкосились — и грохот слышно за семь вёрст, а облако пыли пополам со щепками вздымается до небес. Игровые серии падают так же, как и всё остальное: некогда поглядывали с Олимпа, а нынче лишь смотрят снизу вверх, мечтая о былой славе. С этого материала мы начинаем цикл рассказов о таких падениях. Первой будет история о блеске и нищете главного гоночного сериала на мобильных устройствах.

Первые блины

Первый известный NFS появился на мобильных как раз в то время, когда консольный скрылся в кильватере — в эпоху Need for Speed: Undercover. До этого ведущий гоночный сериал выходил на портативных приставках Game Boy Advance, Nintendo DS и PSP (ответвления от Carbon и первого Most Wanted), но придавать этому серьёзное значение не следует — карманный NFS того времени имел ровно такое же отношение к старшей серии, как и, скажем, GTA: Liberty City Stories. Вроде то же самое, но не до конца и не в первозданном виде. Поэтому за отправную точку в истории мобильной (да, в слове «мобильный» — упор на смартфоны и планшеты) «Жажды скорости» берём именно с Need for Speed: Undercover. Всё-таки, тогда игра выехала с просёлочной дороги на асфальтированную трассу. И утопила педаль газа в пол.

Падение гигантов: как мобильный Need for Speed скатился на дноПадение гигантов: как мобильный Need for Speed скатился на дно

Хотя по Undercover такого и не скажешь. Аккуратно перенесённая фишка старшей версии игры — живое видео — в мобильной гонке смотрелась странно. Эти десятисекундные ролики, залитые жёлтым цветом и снятые, видимо, сотрудниками сериального отдела второго канала, вызывали лёгкое недоумение: зачем это здесь? К тому же, во время выхода карманной Undercover (2009 год) многим ещё казалось, что гиродатчик — крутая штука, поэтому ездить предлагалось, неистово вертя в руках гаджет. Но сила бренда победила: заклинание «NFS в телефоне» сработало, открыв простор для следующих манёвров. А там…

Внезапный эталон

Когда в 2010 году NFS: Shift показывали на «айпэде», интернет-эксперты усмехнулись — ага, второсортная гонка на iPod Touch с огромным дисплеем. В итоге история всё расставила по местам: iPad (и его производные на Android) с высокой долей вероятности валяется у вас в гостиной, а мобильный Shift стал лучшей гонкой на платформе и одной из лучших мобильных игр вообще.

Падение гигантов: как мобильный Need for Speed скатился на дно

Вид — из кабины пилота. Именно пилота — в Shift впервые постарались соблюсти некоторые правила симуляторов рейсинга, и выкинули, наконец, затяжную гирлянду амфетаминовых историй про подпольные гонки, мазутных авторитетов и купленных сотрудников ДПС (чтобы пообещать её вернуть в 2015-ом). Только спортивная (!) машина, узкая трасса в маленьком европейском городе и зрители по бокам.

Гиродатчик, существенно попортивший Undercover, в Shift выглядел органично: вертеть планшет в руках, конечно, тяжело, зато какое чувство самоидентификации! Будто сидишь внутри кабины, испытывая все прелести перегрузок на себе. Высшая, пиковая точка развития мобильного NFS. Дальше будет только хуже.

Долгий спуск вникуда

Сдвиг в нежелательную сторону начался с Hot Pursuit. На консолях и PC сериал тогда вступил в фазу второй молодости (быстро, впрочем, закончившейся), а на iOS и Android — сделал решительный шаг назад. Главная идея старшей версии — копы против гонщиков — в мобильной оборвалась на первом слове: просто копы. Копы — и всё. Вам выдавали спорткар с мигалками, а вы гнались за нарушителями, используя все подручные средства: мины, ловушки и поддержку с воздуха. Со временем в Hot Pursuit добавили вторую сторону баррикад и аутентификацию с Autolog, но первоначальное впечатление смазалось, осадочек остался.

Падение гигантов: как мобильный Need for Speed скатился на дно

Кроме того, внешне ранняя версия Hot Pursuit почти не отличалась от оригинала — того самого, что вышел в 1998 году. И всё же, для мобильного рынка, ещё не обосновавшегося в стратосфере, даже такая игра была очень ничего себе. Настоящее падение началось чуть позже, и, как ни странно, с сиквела NFS: Shift.

С Shift 2, вроде бы, проблем не предполагалось: продолжение умеренно аркадного рейсинга, строгие линии спортивных авто и тихая атмосфера маленького европейского города. Но почему-то всё сломалось, причём сразу и на всех платформах. И если консоли с компьютером получили вторичную про отношению к оригиналу, но вполне достойную гонку, то на смартфонах и планшетах вышла попросту скучная и слабая игра.

Падение гигантов: как мобильный Need for Speed скатился на дноПадение гигантов: как мобильный Need for Speed скатился на дно

От элегантности оригинала не осталось и следа, зато добавили много гоночных спорткаров. Уступающих, впрочем, обычным «БМВ» и «Ниссанам». Наиболее удачные приёмы из первой части просто скопировали (например, вид из салона), но спустя почти три года это уже не вызывало священного трепета. Добавьте к этому тот факт, что в сиквеле начисто убили спортивный гоночный дух — и поймёте, почему EA в итоге удалила игру из маркетов (прихватив под шумок и первую часть), а многие интернет-комментаторы, упоминая название, намеренно пропускали букву F.

После не то, чтобы оглушительного, но вполне себе уверенного провала серия NFS врезалась в столб — вышел The Run. Если в гонке главной особенностью называют сюжет и QTE-элементы… значит всё очень, очень плохо. Именно так и было с The Run, посетившим «старшие» платформы. Играть в него было тяжело, а следить за историей и выстукивать кнопки на скорость — bitch, please. Но ещё интереснее судьба сложилась у карманного релиза. Штука в том, что The Run не вышел на iOS и Android, зато посетил 3DS и… Java-телефоны. Чтобы познать всю экзистенциальную боль нашего с вами существования, достаточно глянуть на вот это видео, постоянно прокручивая в голове слова-маркеры: «главная», «гонка», «планеты», «Java», «2012», «год».

Разыскиваются хорошие гонки

Искореженный спорткар имени Need for Speed надо было как-то восстанавливать, и из брендинговых закромов Electronic Arts вынули ещё один козырь — Most Wanted. К славному имени добавили студию Criterion — они, конечно, всем известны за ад на колёсах под названием Burnout, но издателем любимы за вполне удачный перезапуск Hot Pursuit 2010 года. Реанимация, в общем-то, удалась, причём везде: консоли и компьютеры получили цветастую, заряженную на экшен гонку, а iOS и Android — ну, после истории с Java взвиться соколам орлами было совсем просто.

Падение гигантов: как мобильный Need for Speed скатился на дно

В первую очередь Most Wanted цеплял графикой. Красочное марево из леса, мокрого асфальта и полицейских огней сливалось в одну монотонную, но впечатляющую картинку. Второе неожиданное открытие: авто в этой игре бились, как и положено — с отлетающими бамперами, фарами и ползущими трещинами по лобовому стеклу. Общий благостный вид подпортила только кампания со своей вечной сверхзадачей выйти в топ-25 гонщиков — и, как следствие, ограниченностью остальных заданий. Наматывать круги по красивым трассам, выщёлкивая полицейские кордоны, было весело, но со временем надоедало: больше всё равно ничего не предлагалось.

Но тем не менее, Most Wanted — последняя приличная «Жажда скорости» на мобильных. Дальше — только вниз. Уже окончательно.

У халтуры нет пределов

Когда на приставках и PC появился NFS: Rivals, смартфоны и планшеты получили NFS Network — приложение-компаньон для старшей версии. Немного несправедливо, правда? Наверное, в EA тоже так рассудили. И — впервые в серии! — снарядили для карманных девайсов отдельную игру. О ней вы, конечно, слышали: полгода назад Need for Speed: No Limits обкатали первые гонщики-испытатели, а недавно в проект стали запускать всех желающих.

No Limits — первый в серии условно-бесплатный тайтл. А это значит, что все элементы, например, Real Racing, имеются и здесь, да ещё и в двойном объёме. Жульническая схема с топливом, заканчивающимся после каждого заезда, бесконечная череда контейнеров с запчастями (зачастую — оплаченных из вашего настоящего кармана) и невозможность пройти очередную гонку, потому что не хватает на новый ускоритель. В остальном — симпатичный, но примитивный (почти) раннер. Авто едет само, вы только задаете вектор направления, да вовремя вспрыскиваете нитро. Режимов много, но все они подразумевают прокачанный автомобиль, а не личные навыки водителя – кроме мультиплеера, который пока что в зачаточном состоянии.

No Limits — это, пожалуй, не провал. Это логичный пит-стоп, куда причалила вся серия после чехарды с младшими версиями старших гонок. Старого NFS уже не будет, а идеальный Shift не зря удалили из цифровых магазинов — дабы не мозолил глаза и не напоминал о былом величии. Отныне будет, как в Real Racing или последнем Asphalt — свайпы влево и вправо, яркая картинка, куча социальной мишуры и кодовая фраза «Чтобы восстановить топливо, подождите 3:47 минуты или заплатите 10 монет». Не провал — но затяжной прыжок в пропасть.

Автор текста: Илья Божко

Источник: 4pda.ru


©  4PDA