Отмена Outline: какие убытки понесли организаторы музыкального фестиваля
Вход на территорию Московского завода автоматических линий («МоЗАЛ»)
Вечером 2 июля в Москве неожиданно был отменен фестиваль электронной музыки Outline. На мероприятие, которое должно было состояться на Московском заводе автоматических линий и специальных станков, организаторы продали порядка 12 тыс. билетов. Однако вечером в субботу на официальной странице феставиля появилось сообщение: «Внимание! Фестиваль не состоится по не зависящим от организаторов причинам. Деньги за билеты будут возвращены».
Вину за срыв Outline власти Москвы возложили на организаторов. В беседе с «Интерфаксом» префект Юго-Восточного административного округа (ЮВАО) Москвы Андрей Цыбин пояснил, что заявка на проведение фестиваля была подана не за 30 дней, как положено по закону, а лишь в среду, 29 июня. Нарушение в действиях организаторов усмотрела и прокуратура: официальный представитель прокуратуры Москвы Елена Россохина сообщала РБК, что проведение мероприятия не было согласовано с властями города. Организаторы также не обеспечили условия с точки зрения пожарной безопасности, уточнила Россохина.
Вечером 4 июля на странице фестиваля в Facebook появилось официальное заявление организаторов. Из него следует, что «все необходимые меры безопаности» были приняты. «Все формальности, связанные с организационным процессом и получением нужных лицензий и разрешений, нами соблюдаются неукоснительно — за плечами многолетний опыт и длинный перечень успешных мероприятий», — сказано в сообщении. О причинах срыва мероприятия в сообщении не сказано.
Совокупные потери организаторов фестиваля — «десятки миллионов рублей», сообщил в беседе с РБК один из участников несостоявшегося мероприятия. РБК разобрался, какие потери могли понести организаторы и их партнеры в связи с внезапной отменой Outline.
Базовый набор
Организаторы мероприятий, опрошенные РБК, разошлись в точных оценках. Так, Виктор Шкипин, директор фестиваля электронной музыки Alfa Future People (AFP; пройдет 22–24 июля под Нижним Новгородом), в беседе с РБК оценил общие затраты организаторов на подготовку Outline в $1,5 млн (96 млн руб.). Он исходил из заявленного масштаба мероприятия и рыночных цен на аренду площадки, звукового и светового оборудования, а также монтажа сцены, строительства инсталляций, оплаты труда рабочих и оценочного гонорара артистам.
Организацию Outline совладелец Zeppelin (компания занимается проведением крупнейших музыкальных фестивалей и маркетинговых мероприятий, была первым подрядчиком AFP) Дмитрий Ашман в беседе с РБК оценил скромнее Шкипина, — в 30–40 млн руб., из которых в случает отмены фестиваля организаторы теряют 80% этой суммы (24–32 млн руб.). В частности, затраты на техническое обеспечение подобных мероприятий (строительство сцены, аренда техники и видеопрекционного оборудования) он оценил в 10–15 млн руб. Ашман отметил, что обычно потери по этой статье расходов могут доходить и до 100%. Однако итоговая сумма зависит от индивидуальных договоренностей с компаниями-прокатчиками.
Организаторы еще в субботу сообщили, что вернут деньги за купленные билеты, 4 июля объявлена дата — с 15 июля. Как сообщал «Коммерсантъ», на Outline было продано около 12 тыс. билетов по цене от 1,5 тыс. до 4 тыс. руб. Возвращаться, по словам источника, близкого к организаторам, придется полную стоимость, хотя примерно 10% с цены каждого реализованного билета уже забрали себе разного рода посредники, и это невозвратная часть. Таким образом, на возвратах организаторы могут потерять еще десятки миллионов рублей, исходя из того, что часть билетов была отдана спонсорам мероприятия.
Расходы на оплату артистов на Outline — не самая большая расходная статья, считает Шкипин. «Они собрали очень достойных исполнителей, но не самых дорогих», — говорит он. Со Шкипиным не согласен диджей и организатор фестивалей Ultra Music Festival (UMF) и «Технополис» Виктор Строгонов. По его словам, затраты на приглашение артистов на фестивали таких масштабов обычно составляют порядка 50% всех расходов. По словам Строгонова, работа с иностранными артистами в таких случаях ведется по 100%-ой предоплате. Причем в сумму входит не только гонорар, но и оплата перелета, проживания и оформления визы.
На шести сценах Outline должны были выступить 67 артистов, более 40 из которых — иностранцы. По словам источника РБК, близкого к организаторам Outline, расходы на оформление бизнес-виз и перелет артистов составляют порядка €1 тыс. на каждого. Также организаторы должны выплатить гонорары, которые составляют от €2 до 10 тыс. Собеседник РБК подчеркнул, что музыканты могут вернуть часть суммы в том случае, если мероприятие отменилось заблаговременно. В случае с Outline большинство артистов уже прибыло в Москву к моменту отмены фестиваля. Таким образом, потери только на выплатах зарубежным исполнителям могут составить более 16 млн руб. при среднем «ценнике» в €5–6 тыс.
По предоплате создатели Outline могли договориться и с отечественными артистами, гонорары которых варьируются от 5 тыс. руб. до 300 тыс. руб., уточняет источник, близкий к организаторам. При этом диджей Timur Omar, который должен был выступать на Outline отметил в разговоре с РБК, что на подобных фестивалях местные исполнители, в отличие от иностранных, получают гонорар уже после выступления. От также сообщил, что после отмены Outline зарубежным артистам удалось выступить на других площадках. К примеру, на площадке института «Стрелка» выступил французский диджей Sasha Mambo. Впрочем, за выступление диджея площадка заплатила организаторам Outline «символические» €500, сообщил РБК источник, близкий к организаторам фестиваля. Так что вернуть хотя бы часть средств за счет «переноса» артистов на другие сцены создателям Outline вряд ли удастся.
Деньги партнеров
Доходная часть мероприятий обычно складывается из трех составляющих — продажи билетов, еды и напитков, а также денег спонсоров, объясняет Шкипин. «На еде, понятно, организаторы уже не заработают, деньги за билеты возвращают, остаются только спонсорские. Если придется вернуть и их, итоговые потери будут еще серьезнее», — отмечает директор Alfa Future People. Он указывает, что «в любом договоре» прописывается возможность возврата спонсорских денег в случае отмены события. «Все будет зависеть от того, сумеют ли организаторы доказать, что отмена фестивали произошла по независимым от них причинам или же это их вина», — говорит Шкипин.
Генеральным спонсором фестиваля Outline был оператор связи «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2). Представитель компании отказался от комментариев. Источник, знакомый с организаторами фестиваля, оценил затраты на генеральное спонсорство подобного мероприятия примерно в 10 млн руб., однако компания не понесла «прямых потерь», поскольку работала на условиях постоплаты. Представитель другого спонсора — Heineken — в беседе с РБК отметил, что его компания не является «пострадавшей стороной». Информацию о том, во сколько компании могло бойтись партнерство с фестивалем, он назвать отказался.
Помимо сотового оператора, в качестве спонсора Outline был заявлен бренд безалкогольного энергетического напитка Burn (дистрибьютером в России является ботлер Coca-Cola HBC). Затраты Coca-Cola HBC составили около 500 тыс. руб., эти средства ушли на изготовление рекламной продукции, а также на организацию логистики, сообщил РБК источник, знакомый с условиями сотрудничества. В тоже время владелец Burn (америкаская Monster Beverage Corporation), которая отвечает за глобальное маркетинговое продвижение бренда, никаких спонсорских затрат не понес, поскольку сотрудничество проходило также на условиях постоплаты, добавил источник.
Впрочем, если со спонсорами организаторы договаривались в основном на постоплатную систему, то с партнерами — не всегда. К примеру, главный информационный партнер фестиваля — «Афиша Daily» — потерял около 100 тыс. руб. Компания создала для Outline инсталляцию, отвечающую recycle-концепции фестиваля, рассказала РБК главный редактор издания Екатерина Дементьева. По ее словам, все затраты на собственно постройку и освещение лежали на организаторе фестиваля, а «Афиша Daily» оплатила внутренние декорации, товары, вентиляторы и зарплату продавцов. По словам Дементьевой, «Афиша Daily» сейчас заинтересована, скорее, в демонтаже и перевозке созданного объекта, нежели в компенсации затрат от организаторов.
Свою инсталляцию на Outline готовил и проект «Свалка». Его сооснователь Ирина Баринская рассказала РБК, что на фестиваль их пригласил один из участников мероприятия, а не сами организаторы. На создание инсталляции из нескольких арт-объектов и с учетом логистики у «Свалки» ушло 150 тыс. руб. Впрочем, Баринская уточнила, что участие в Outline для «Свалки» было собственной инвестицией: никаких выплат от организаторов не предполагалось, они лишь оплатили перевозку в одну сторону и часть материалов. Сейчас решается с вывозом арт-объектов с территории завода: кто именно понесет эти расходы — организатор или «Свалка» — пока не ясно, говорит Баринская.
Впервые фестиваль Outline прошел в российской столице в 2014 году. В 2015 году он прошел на территории Карачаровского завода города Москвы.
При участии Елизаветы Архангельской, Ирины Юзбековой, Алёны Сухаревской и Елизаветы Фохт
© РБК