От идеи до инновации: как в «Энерготехнохабе Петербург» создаются технологии для энергетики будущего

Сегодня энергетика — одна из самых масштабно меняющихся отраслей. Развитие идет по всем направлениям: от автоматизации до экологичности. Это отрасль, которая непрерывно ставит новые задачи, требующие нестандартных решений, новых технологий и изобретений. И недостаточно лишь откликнуться на такой технологический вызов. Даже самую удачную идею нужно дорабатывать, тестировать и, конечно, пробовать внедрять на практике. «Энерготехнохаб Петербург» стремится создать все необходимые для этого условия.

T

Большинство инноваций сегодня предлагают стартапы —  молодые компании, созданные командами ученых и специалистов, зачастую студентов и иногда даже школьников. У них огромный потенциал, но обычно нет средств и возможностей довести перспективную идею до конечного потребителя. Это особенно сложно, когда конечный потребитель — крупные компании, а инновация узкоспециализирована.

Чтобы заказчики и исполнители быстрее находили друг друга, «Энерготехнохаб Петербург» активно наращивает и развивает экосистему партнерств и дает возможность компаниям озвучивать свои задачи, изобретателям —  предлагать решения, профессионалам отрасли —  помогать в доработке этих идей, а инвесторам —  вкладываться в тестирование и реализацию.

bda683755ff59da3c619ac40ec980177_small.p
32a6234bac84bbc49acb1d2534d9f24c_small.p
02c7410a3c0296c902b7b7d544ecf898_small.p
b2a7d1748071402b77043007d7d5774b_small.p
cf3b5576b2c5e5e82da203d0e485727a_small.p

{«points»:[{«id»:4, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:6, «properties»:{«x»:1, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:0.86, «scaleY»:0.86, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:-360}}], «steps»:[{«id»:5, «properties»:{«duration»:20, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: true}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

3671d9ae67e4716354e2f561c3848e91_small.p
1ea1043f315f59e07f9fa1d3e01c9f78_small.p
88c2ffe7ced57733427508c24df7076f_small.p

Среди изобретателей много студентов. Для них при ведущих инженерных вузах «Энерготехнохаб Петербург» организовал «Энергоклубы» и сформировал цикл ежегодных мероприятий поддержки технологического предпринимательства. Ключевой инструмент работы «Энергоклубов» — акселератор EnergyLab, где участники работают с менторами — экспертами со стороны партнеров и потенциальных заказчиков. Студенты участвуют в мастер-классах и тренингах, которые ведут эксперты отрасли. И за каждой командой стартапа закрепляется наставник, который сопровождает ее на всем пути от идеи до разработки бизнес-плана. Так и создаются все условия для быстрой генерации и реализации новых идей и технологий.

Разработки, о которых пойдет речь, появились именно в таких условиях. Есть задача —  есть решение: от зеленого метода создания бутанола и эффективной очистки выбросов CO₂ до 3D-печати из металла и нового материала для хранения больших объемов водорода. Начнем с задач логистики: защиты судов от морских обитателей и создания прочных дорог из переработанного пластика.

d2e1ff932c29788567f746e6ce12aec3_small.p
5ae0a0f891bd3a125a7805a94a3b8700_small.p

«СИБИРЬ»:

материал для подводных сооружений

Мы бороздим океаны уже не первую тысячу лет, но так и не нашли эффективных и долгосрочных способов защиты от прилипчивых морских вредителей. Рано или поздно —  гораздо быстрее, чем вы можете себе представить —  подводные части судов и строений обрастают растениями и животными. Эта биота вредит как напрямую, разрушая материал, так и косвенно, снижая обтекаемость и судоходность.

88a68f40d23fa517a13a921d01fa2d67_small.p
7c966cffca9256ffada3f042aec5b339_small.p

{«points»:[{«id»:1, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:3, «properties»:{«x»:866, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}}], «steps»:[{«id»:2, «properties»:{«duration»:433, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: true}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

Чтобы избавиться от нежелательных пассажиров, компаниям приходится ежегодно тратить время и ресурсы на очистку судов. Чаще всего чистят механическим способом с использованием подводной техники и водолазов. Существуют защитные покрытия, которые наносятся еще на этапе производства, но эффект у них краткосрочный — всего на год, а потом нужно обновлять в сухом доке. Это дорого и неудобно.

Решение проблемы нашли участники «Энергоклуба» на базе СПбГТИ (ТУ) — Техноложки, как часто называют этот университет. Студентки пятого курса Александра Иванова и Вероника Черкашина из проекта «СИБИРЬ» разработали материал, который защищает от эрозии и биоты и тем самым делает оборудование более долговечным.

Основа покрытия — эпоксидная смола, и одно из главных его преимуществ —  его можно наносить под водой. Причем это можно сделать уже после начала эксплуатации. Для условий нашей страны не менее важно и то, что этот лакокрасочный материал выдерживает отрицательные температуры.

Обновлять покрытие, по оценкам создателей, нужно будет лишь раз в пять лет, а не каждый год. И оно не представляет опасности для экологии. Конечно, его можно использовать не только на судах, но и на всех подводных сооружениях.

Несмотря на подобные сложности, у судоходства есть свои преимущества. К примеру, не нужно прокладывать дороги. А именно такая проблема возникает на суше.

до нанесения покрытия >

после нанесения < покрытия

0487a905c11be2f2f4ba877fb3deb7dc_small.p
7d60cca3be9b395bfd43b6b04e10e88a_small.p

«Океанпластстрой»:

дороги из переработанного пластика

Разработка нового месторождения  требует прочных дорог и большого количества материалов для возведения инфраструктуры. Инженер Иван Никонов из СПбГМТУ и его коллеги из объединения «Океанпластстрой» нашли экологичный способ минимизировать затраты на это обустройство.

70ba26feeb74d4afbd887125ee1c2afe_small.p
f0c2170560f551049e6df2a8d614611a_small.p

{«points»:[{«id»:4, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:6, «properties»:{«x»:-428, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}}], «steps»:[{«id»:5, «properties»:{«duration»:214, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: true}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

fda28ccf4f379a3bcdaca6d2a915525b_small.p

{«points»:[{«id»:4, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:6, «properties»:{«x»:-428, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:-720}}], «steps»:[{«id»:5, «properties»:{«duration»:214, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: false}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

fda28ccf4f379a3bcdaca6d2a915525b_small.p

{«points»:[{«id»:4, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:6, «properties»:{«x»:-428, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:-720}}], «steps»:[{«id»:5, «properties»:{«duration»:214, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: false}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

fda28ccf4f379a3bcdaca6d2a915525b_small.p

{«points»:[{«id»:4, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:6, «properties»:{«x»:-428, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:-720}}], «steps»:[{«id»:5, «properties»:{«duration»:214, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: false}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

Команда развивает технологии изготовления полимерных композитов. В рамках «Энерготехнохаба Петербург» она разработала прочное и экологичное дорожное покрытие из пластика, которое можно при повреждении просто перерабатывать и раскладывать повторно —  цикл производства замкнутый, и в этом уникальность проекта.

Немаловажно и то, что изготавливать дорожные сегменты можно на месторождении, сократив тем самым затраты на доставку сырья. Производство почти полностью автоматизировано, что значительно упрощает внедрение технологии.

У «Океанпластстроя» есть еще одна перспективная идея, которая пока находится в стадии разработки. Инженеры создают композитный раствор, из которого можно будет «печатать» материалы для возведения складов, ангаров и покрытия площадок. Материал специально разрабатывают таким, чтобы по прочности он был сопоставим с бетоном, но чтобы его можно было использовать на севере страны. И тоже из раза в раз перерабатывать.

По оценке создателей, через три года они смогут перерабатывать 2000–3000 т пластика в год и производить более 200 км дорог. На разработку второй технологии —  композитного раствора —  они отводят 10–20 лет. Зато в результате получится дешевый и прочный материал для строительства даже при низких температурах.

Эти технологии пригодятся для разработки новых месторождений. Но старые тоже ставят интересные задачи.

ad24318aa3250fe97659876615591eb8.png
5ae0a0f891bd3a125a7805a94a3b8700_small.p

Магнитная система:

разделение воды и нефти

93a4a63c7d001d4a39542e3bddd24ff9_small.p

Соотношение воды и нефти в скважине называют обводненностью. Большое количество воды —  высокая обводненность —  является одной из основных проблем, связанных с добычей нефти. Вода ограничивает продуктивный срок службы пласта и создает немало других сложностей. Особенно остро эта проблема стоит на месторождениях, которые вступают на позднюю стадию разработки , когда обводненность повышается.

Постоянное смешивание нефти с водой провоцирует образование водонефтяных эмульсий, которые в процессе обработки нужно разрушать. И это всегда комплекс методов.

95442e504c8ea35cf76856ec83f00167_small.p
658929f965577ef9899c06be90967265_small.p
8a9316da8ad4ea8f3ccccf4b35b41ef9_small.p

Эффективное и простое решение, представленное на фестивале HSE Fest, нашла Яна Чайкина из Высшей школы экономики. Она разработала конструкцию из высокоэнергетических постоянных магнитов, которая повышает эффективность процесса разделения на 43%. Расположенные определенным образом вдоль трубы блоки создают «объемное магнитное поле, которое препятствует рассеиванию силовых линий вдоль движущегося потока водонефтяной эмульсии». У разработки есть и другие плюсы: экологичность, нетребовательность в плане обслуживания и долгий срок эксплуатации (более десяти лет).

Бронирующая оболочка

Водная фаза

Газовая фаза

Это, конечно, довольно узкоспециализированная разработка, но касается она привычного нам источника энергии —  нефти. Не стоит забывать и про новые источники энергии. В частности, про водород.

01eb9e932cdaa593f1ae003d9c17d1bc_small.p
7d60cca3be9b395bfd43b6b04e10e88a_small.p

хранение водорода

Одна из трех проблем использования водорода —  его хранение. Как вы помните со школьных уроков химии, водород —  простейшая молекула и поэтому самая маленькая. Настолько маленькая, что просачивается через все стали, особенно когда находится под давлением, как в баллоне. Как же тогда его хранят? Самый эффективный способ —  хранить его в абсорбированном состоянии.

209dde1af2e1ff4b4f1f0189facc917a_small.p
9b33cd0539c272f10e8c7b4318558080_small.p
4947071a8b96538e4d3ce1b5558f4261_small.p
cf7d9a412e27c5d172af3b352a90cf8c_small.p

{«points»:[{«id»:7, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:9, «properties»:{«x»:90, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:0.4, «scaleY»:0.4, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}}], «steps»:[{«id»:8, «properties»:{«duration»:120, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: true}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

Чем выше абсорбция, тем лучше. В рамках «Энерготехнохаба Петербург» Александр Никифоров, младший сотрудник лаборатории МГУ, и его коллеги разработали в научно-исследовательской лаборатории материал, который хранит в восемь раз больше водорода при том же давлении. Их разработка —  металл-органический материал (MOF) —  представляет собой кристаллические полимерные соединения, состоящие из органических лигандов, которые связаны неорганическими мостиками. В «порах» этих соединений и хранится водород.

e1e7724f363b23d9b14d6169114f5bfe_small.p

{«points»:[{«id»:10, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:0, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:12, «properties»:{«x»:-49, «y»:0, «z»:0, «opacity»:0.9, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}}], «steps»:[{«id»:11, «properties»:{«duration»:120, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: false}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

Материал этот дешевый, безопасный и экологичный. Экологичный, как и сама водородная энергетика. Мир постепенно переходит на более чистые источники энергии, отказываясь от нефти и нефтепродуктов. А это, конечно, затронет и производство побочных продуктов нефтяной промышленности.

04763c84ff1c3e5fd00c022824fccbf1_small.p
5ae0a0f891bd3a125a7805a94a3b8700_small.p

бутанол из водорослей

65b51fdbcd6c156ac49c5381b8300888_small.p

Бутанол — вид спирта, который в основном получают при переработке нефтепродуктов. Процесс этот очень сложный. А ведь сам бутанол используют в самых разных отраслях промышленности: топливной, химической и фармакологической. И спрос на него растет на 5,9% в год.

Альтернативный способ получения бутанола нашел Владислав Рогозин, студент первого курса РЭУ им. Г.В. Плеханова и его коллеги из проекта ButaCorp. На базе «Энергоклуба» они разработали технологию, задействующую  водоросли и бактерии. В процессе всего четыре этапа: выращивание водорослей, разрушение их клеток для доступа бактерий, активное поедание бактериями водорослей и очищение полученного бутанола.

f66a95cd55a5661ec93bb0e1026a431b_small.p
4cfb4d788ada5e4dc3db1ccb3faccab7_small.j
7ba9323d447d0c64cc430598e00aff87_small.j
4eccee7041d90bde3b298f64bb51b3cb_small.j
b56a5625e75c6341a3b90421e51c873c_small.j

Культивирование — выращивание водорослей в лаборатории

Разрушение клеток водорослей для «подсаживания» бактерий

Сбраживание — бактерии потребляют углеводы и выделяют растворители

Получение и очищение бутанола

Работа с водорослями и другими живыми организмами —  очень перспективное направление рынка биотехнологий, но в России оно только начинает развиваться, поэтому такие проекты вызывают большой интерес.

У технологии ButaCorp есть еще один важный побочный эффект: водоросли поглощают большое количество углекислого газа. Это важно для компаний в свете планов по введению штрафов или налогов за углеродный след. С помощью таких биотехнологий они в скором будущем получат возможность полностью обновить свое производство и сделать его экологичным. Есть и другой путь, не требующий таких масштабных изменений. А именно — более эффективная очистка выбросов. Эту задачу решает следующая разработка.

d74df50fe2cd88766b0a49314ada00bc_small.p
7d60cca3be9b395bfd43b6b04e10e88a_small.p

очистка выбросов CO₂

82d321e727578eccb726a5aa8f318cfd_small.p

{«points»:[{«id»:1, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:3, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:360}}], «steps»:[{«id»:2, «properties»:{«duration»:20, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: true}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

До конца этого десятилетия планируется существенно снизить углеродный след, поэтому многие компании будут вынуждены платить за лишние выбросы CO₂. Поэтому растет спрос на эффективные методы очистки выбросов от парниковых газов и CO₂ в частности. По прогнозам, ущерб для российских компаний-экспортеров в ЕС из-за углеродного регулирования составит 3–5 млрд долларов в год.

d126c93610c1958e5deb99b4e89895c0_small.p

Значительно повысить интенсивность очистки выбросов и при этом уменьшить размер аппарата для очистки удалось Андрею и Александру Утёмовым из стартапа «Роторно-дисковые технологии». Они разработали роторно-дисковый аппарат высотой 2 м. Это на порядок меньше распространенных на рынке колонных аппаратов. По оценке создателей, себестоимость очистки будет меньше 30 долларов за тонну извлеченного CO₂, а сроки реализации проектов по очистке дымовых газов сократятся с годов до недель.

Сейчас команда работает над выходом на реальный производственный объект, а также над масштабированием технологии на все отрасли.

Проблема изготовления и замены сложных деталей есть во многих областях. Этой задаче тоже нашлось подходящее решение.

37c143e1db896d43200deabe32309b02_small.p
b31f6a58b74926c3291a794485c3826b_small.p

Вход газа

Вход газа

Выход жидкой фазы

Выход газа

Роторно-дисковый абсорбер

Колонна аналог

cf96e80252dc8340011e4a78bad23dbf_small.p
5ae0a0f891bd3a125a7805a94a3b8700_small.p

ArcFusion:

3D-печать для машиностроения

7149a8c79e66b2acd51676e496396ba9_small.p

Технологии 3D-печати ранее использовали пластик, но уже давно перешли на другие материалы. Одно из самых перспективных направлений — печать металлами.

Именно такой принтер разработал Алексей Сухачев и его команда. ArcFusion  —  это система аддитивного производства металлических изделий. По сути, это металлический 3D-принтер, который совмещает функции наплавки и механической обработки (фрезеровки)  —  в этом уникальность технологии. Уже создан прототип, который может изготавливать детали до 100 кг при производительности до 5 кг/час. Принтер печатает алюминиевыми, никелевыми, титановыми сплавами и нержавеющей сталью.

309fe66e68787f5648df5d9d8d952f5d_small.p
18c98736151655e41cdf765268cc1632_small.p

Если требуется изготовить прототип изделия или небольшую партию нестандартных изделий, то напечатать гораздо быстрее и дешевле, чем произвести традиционным способом — с отливкой и штамповкой. При этом качество будет сопоставимым. С помощью 3D-принтера можно и восстанавливать металлические изделия.

Это яркий пример успешного стартапа с работающим прототипом, к которому уже выразили интерес компании. Цель «Энерготехнохаба Петербург» —  ускорить разработку и внедрение таких проектов.

«Энерготехнохаб Петербург»

7d60cca3be9b395bfd43b6b04e10e88a_small.p

«Энерготехнохаб Петербург» — это экосистема для решения технологических задач в энергетике. Проект запущен в 2019 году по инициативе Правительства Санкт-Петербурга и компании «Газпром нефть» в партнерстве с АНО «Агентство по технологическому развитию», ПАО «Татнефть», АНО «Центр Арктические инициативы» и компанией «Яндекс». К проекту уже присоединилось более 350 резидентов из 25 регионов России, а также из Бельгии и Австрии. Это компании, ученые, институты и отдельные изобретатели, которые участвуют в решении актуальных технологических вызовов для крупнейших игроков отрасли. Ознакомиться с задачами и присоединиться к проекту можно на сайте.

fa4ead320d15efab98155a97d4429620_small.p
a9fd080c8836ce6458adb48005b3e98b_small.p
bda683755ff59da3c619ac40ec980177_small.p

{«points»:[{«id»:1, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:0}},{«id»:3, «properties»:{«x»:0, «y»:0, «z»:0, «opacity»:1, «scaleX»:1, «scaleY»:1, «rotationX»:0, «rotationY»:0, «rotationZ»:360}}], «steps»:[{«id»:2, «properties»:{«duration»:20, «delay»:0, «bezier»:[], «ease»: «Power0.easeNone», «automatic_duration»: true}}], «transform_origin»:{«x»:0.5, «y»:0.5}}

Подписывайтесь на социальные сети

7a3bd1f0b51322adff9f9a15fd50551b_small.p
8ceff117c768ae8e0749ea5de822d74a_small.p

На правах рекламы, 16+

{«width»:1120, «column_width»:61, «columns_n»:14, «gutter»:20, «line»:20}defaultfalse7671300falsetruetrue[object Object]{«mode»: «page», «transition_type»: «slide», «transition_direction»: «horizontal», «transition_look»: «belt», «slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: Merriweather; font-size: 15 px; font-weight: normal; line-height: 27 px;}»}

©  Популярная Механика