Острый глаз: нужны ли очки для вождения ночью
На рынке немало предложений очков для водителей, которые позиционируются как способ улучшить зрение человек во время ночных поездок. Преимущественно речь идёт об очках с линзами жёлтого или янтарного цвета, а ещё предлагают поляризационные линзы. Но есть ли от них польза на самом деле?
Специалисты-оптики утверждают, что толку в таких очках нет и более того — они даже способны навредить! Причём обеим категориям водителей — и тем, у кого хорошее зрение, и тем, кто носит корригирующие очки. Людям с хорошим зрением никакие очки не нужны, поскольку любая линза перед здоровым глазом не даст никакого эффекта, кроме негативного — контрастность изображения упадёт.
Тем же, кто носит очки из-за проблем со зрением, эксперты рекомендуют в лучшем случае бесцветные линзы с просветляющими покрытиями — они уменьшают отражения от поверхностей линз и повышают их светопропускание. На выходе это обеспечивает лучший обзор дороги за счёт снижения числа паразитных отражений, а также увеличению светопропускания очков.
Допустимо использовать и корригирующие очки с фотохромными линзами с просветляющим покрытием, но только если у них достаточное светопропускание и нет остаточного светопоглощения. А вот жёлтые и янтарные линзы в очках бессмысленны.
Жёлтый цвет убирает коротковолновую синюю составляющую видимого спектра света, а янтарная окраска линз убирает синюю составляющую видимого спектра света и существенно ухудшает светопропускание линз в остальной области спектра. Плюс с учётом интенсивности окраски такие линзы серьёзно уменьшают количество света, достигающего глаз водителя.
В итоге получается, что в зоне освещения фар контрастность объектов на дороге с такими очками действительно становится выше, но и только. Однако этого достаточно, чтобы сформировать у водителя абсолютно ложного ощущения лучшей видимости. Более того, в случае ослепления фарами встречной машины очки с жёлтыми или янтарными линзами только увеличивают срок восстановления зрения.
От ослепления, правда, подобные очки способны уберечь глаза, но лишь в том случае, если свет встречного автомобиля будет синим. Но даже у машин с ксеноновыми фарами синяя составляющая спектра не настолько богатая, чтобы очки были эффективными.
При этом есть оговорка: оптометристы считают возможным использование молодыми водителями очков с линзами жёлтого или янтарного цвета во время движения только по хорошо освещённым дорогам, где подобные очки повышают комфорт для глаз водителя. Но при выезде на дорогу с недостаточным освещением такие очки обязательно нужно снимать.
Поляризационные линзы вовсе недопустимы для ночного вождения, поскольку даже у лучших представителей таких линз светопропускание не превышает 44%, тогда как международные стандарты позволяют использовать за рулём ночью линзы со светопропусканием не менее 80%.
Так в 2019 году исследователи из Научно-исследовательского института глаза Шепенса при Гарвардской медицинской школе в Бостоне провели эксперимент с участием 22 водителей разного возраста, на которых испытали эффективность очков с жёлтыми линзами в сравнении с обычными очками. Итоги оказались неутешительными — заявленного эффекта от очков не было получено вообще и даже было отмечено небольшое снижение качества зрения по сравнению с вождением в аналогичных условиях в очках с прозрачными линзами.
Более того — эксперты подчеркнули, что ни одного из заявленных преимуществ очков для водителей не подтверждено научными исследованиями, поэтому все обещания производителей подобных аксессуаров являются просто рекламной уловкой.
Таким образом для ночного вождения автомобиля непозволительно использовать очки с окрашенными (будь то жёлтые/янтарные или простые солнцезащитные) линзами, поляризационые и фотохромные линзы с остаточным светопоглощением. Вывод прост: если у вас хорошее зрение, то никакие очки вам не нужны, а если вы носите корригирующие очки, подберите для них вместе со специалистом подходящие линзы по типу покрытия и аберрациям высшего порядка.
Обсудить 0