"ИТ-бизнес сильнее других подвержен влиянию кризиса, особенно его розничная часть"

Интервью с Олегом Бондаревым, директором по маркетингу и работе с партнёрами OKI Printing Solutions в России.

- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?

- Безусловно, кризис серьёзно затронул ИТ-отрасль, особенно это заметно в розничном сегменте. Возьмём простой пример - компьютеры. По сути, новый компьютер при наличии старого - это предмет роскоши, а продажи таких предметов в первую очередь снижаются в периоды финансовых потрясений. В меньшей степени это заметно на рынке В2В, однако и там ситуация непростая. Часть компаний, которые планово обновляли парк оборудования, остановили эти процессы. В регионах кстати кризис заметнее, чем в крупных городах, хотя потихоньку подбирается и к столицам.

- Затронул ли кризис деятельность вашей компании?

- Пока это мало заметно, так как мы практически не присутствуем в розничном сегменте. Большая часть нашей продукции предназначена для В2В и для малого бизнеса. Также серьёзная часть наших конечных заказчиков - это государственные структуры, которые кризис если и затронул, то в значительно меньшей степени. Особенно это касается "долгоиграющих" проектов, которые разрабатываются и внедряются в течение года - задержек по этим проектам мы пока не ощущаем. Можно, однако, предположить, что последствия кризиса станут более заметны в начале следующего года.

- Какие меры вы предпринимаете, чтобы компенсировать последствия кризиса и улучшить ситуацию?

- Нами разработан целый пакет временных антикризисных мер. Основная часть их направлена на более жёсткий контроль над каналами сбыта, это нужно, чтобы прежде всего защитить наших партнёров в период кризиса. В частности, например, ужесточены условия входа новых партнёров в канал.

Однако надо понимать, что кризис - это не только трудности, это ещё и возможности. И мы стараемся их использовать по максимуму - запускаем новые проекты, акции, устраиваем различные мероприятия для партнеров. Именно в период кризиса такая активность воспринимается партнёрами как признак стабильности нашей компании, с которой не страшно смотреть в будущее.

- Изменилось ли отношение ваших партнеров, поставщиков, клиентов к выполнению обязательств?

- Вообще говоря - нет, отношение не изменилось, обязательства в большинстве случаев исполняются в оговорённые сроки. Очевидно стремление партнёров всех уровней по минимизации дебиторской задолженности и оптимизации складских запасов. Кредитные линии понижаются, склады контролируются более жёстко. Мы, тем не менее, стараемся, чтобы условия с нашей стороны для партнёров оставались прежними.

- Как вы оцениваете ближайшее будущее российского ИТ-рынка? Какие прогнозы вы можете дать, учитывая сложившую непростую ситуацию?

- На мой взгляд, кризис не столько в стране, сколько в головах людей, и кончится он только тогда, когда люди это поймут. Как тут не вспомнить слова профессора Преображенского о том, что никакой разрухи на самом деле нет…

Как я уже говорил, ИТ-бизнес сильнее других подвержен влиянию кризиса, особенно его розничная часть. Крупные же компании на этом фоне имеют хорошие шансы поглотить мелкие, следовательно, в посткризисном пространстве игроков станет меньше, и рынок будет поделен более жёстко.

Что же касается прогнозов по экономической ситуации, то, "к счастью", Россия не так глубоко интегрирована в мировую финансовую структуру, чтобы кризис ударил слишком жёстко. Я думаю, что признаки исправления ситуации станут заметны уже в конце первого квартала 2009 года. Придёт и весна, бизнес начнет оттаивать.

©  @Astera