Обзор Sony Xperia 1 IV: Джобс бы помер, если б мог

Чтобы купить смартфон Sony, надо быть либо фанатом, либо безумцем. По крайней мере, со стороны кажется именно так. Хотите знать почему? Сейчас расскажем.

Sony — как много в этом слове. У кого-то это первый магнитофон (родительский, само собой), первый плеер, первые приличные наушники, в которых стало ясно, какую же гадость ты слушал в молодости… PlayStation, в конце концов. Найти человека, который не знаком с продукцией этого японского производителя, очень сложно.

Sony Xperia 1 IV

А помните клип Freestyler? Там малец управлял временем с помощью плеера Sony — Walkman RM-MZR55. И есть ощущение, что после съёмок компания забрала себе этот гаджет и остановила время. Ведь по-другому не объяснишь, почему её путь в технике настолько отличается от других. На дворе 2023 год, а в её флагмане (загибайте пальцы):

  • узкий и удобный для управления одной рукой корпус;

  • OLED-дисплей с разрешением 4K и частотой 120 Гц — в смартфоне, Карл, а не на стене в гостиной;

  • 3,5-мм разъём — будто у людей с такой дорогой техникой нет TWS-наушников;

  • физическая кнопка для запуска камеры и работы автофокуса с затвором;

  • камера без AI для постобработки;

  • слот для SIM-карт, который можно вытащить без помощи посторонних предметов;

  • чистая ОС Android, сдобренная иконками… скажем, с азиатским колоритом начала нулевых.

При этом к аппаратной части не придерёшься: внутри Qualcomm Snapdragon 8 Gen 1, 12 ГБ оперативной памяти LPDDR5, аккумулятор на 5000 мАч, камеры на 12 Мп (более или менее такие, как у iPhone 13 Pro, который снимал просто превосходно). Вдобавок, опережая тренды, Sony забыла добавить в комплект не то что блок питания — даже кабель Type-C! При этом собран смартфон так, что после знакомства с ним S23 кажется грустной корейской погремушкой.

Азиатский консерватизм

Внешний вид Xperia 1 IV мало отличается от 1 III или 1 II. И грядущий 1 V наверняка будет таким же, разве что блок камер чуть подрастёт из-за более крупных сенсоров. Одни называют это преемственностью поколений, другие пеняют на лень дизайнеров. На самом деле совершенство просто не нуждается в доработке.

Sony Xperia 1 IV

У всей серии смартфонов, от флагмана до среднего сегмента, единый стиль — блок камер слева, сенсоры расположены вертикально и накрыты общим стеклом. Выглядит дорого, создаёт узнаваемый образ. Ещё при таком подходе силы инженеров можно пустить не на разработку новых корпусов, а на улучшение их начинки.

Идеален, как бонсай императора

Несмотря на диагональ дисплея (6,5 дюйма — лопата!), в руке Xperia 1 IV лежит лучше, чем 6,1-дюймовые iPhone последних поколений, не говоря уже об увесистых Pro-версиях. Секрет кроется в нестандартных пропорциях дисплея (21:9) и очень тонких рамках вдоль вертикальных граней. Из-за этого смартфон высок (165 мм — выше, чем S23 Ultra), узок (всего 71 мм) и с удачной кромкой. Её не закругляли, но аккуратно сняли фаску, из-за чего грань устройства совершенно не режет ладонь при крепком хвате, но и не выскальзывает из рук.

Sony Xperia 1 IV

Никаких экранов-водопадов и прочей ереси с чёлками и вырезами в дисплее самураи не приемлют. Передняя и задняя панели плоские, как наши шутки, и накрыты лучшим стеклом на рынке — Gorilla Victus. Тыльная сторона — матовая, приятная на ощупь и немаркая. Фронталка с авторизацией по лицу расположена в тонкой чёрной полоске над дисплеем. Точно такая же полоса, симметричная, находится снизу. Там же есть вырез под второй динамик для работы стереосистемы.

Комментаторы, впадающие в раж берсерка при виде вырезов под фронталку в экране, испытают от внешности Xperia 1 IV экстаз.

Из кнопок представлены качели громкости, отвечающие также за зум при съёмке фото и видео, слегка утопленная клавиша блокировки со встроенным сканером отпечатка пальца и физическая двухпозиционная кнопка для камеры. После iPhone кому-то не хватит аппаратного переключателя беззвучного режима, но кто вообще махнёт Apple на Sony? Только безумец.

Представлены три варианта расцветки: чёрный, фиолетовый (Sony сделала его модным ещё до айфона) и серовато-зелёный, который по какой-то причине называют белым. Все три выглядят достойно и дорого.

Остр, как меч Хаттори Ханзо

Смартфон оснащён лучшим на момент его создания процессором, то есть Qualcomm Snapdragon 8 Gen 1 — это такой же кипятильник, как и 888 из Xperia 1 III, только мощнее. А доработанный Qualcomm Snapdragon 8+ Gen 1 вышел чуть позже и не смог попасть в 1 IV.

Поставить во флагманский смартфон безродный (пусть и достойно работающий) MediaTek Dimensity 9000 консервативным японцам даже в голову бы не пришло.

Внутри всё, как у остальных моделей с 8 Gen 1: ядро Cortex-X2 на 3 ГГц, три ядра Cortex-A710 на 2,5 ГГц и четыре энергоэффективных Cortex-A510 на 1,8 ГГц. Производилось это чудо техники на предприятии Samsung по 4-нанометровому техпроцессу. Ускорением графики заведует Adreno 730. Никаких кастомных блоков или доработок Sony не делала, видимо, чтобы не раздувать и без того безумную цену.

Оперативной памяти не пожалели — 12 ГБ стандарта LPDDR5 до сих пор ставят не во все флагманы. Разумеется, никакого расширения за счёт накопителя здесь нет. Да и незачем, если честно: оболочка не ест память гигабайтами и не играет в напёрстки с энергопотреблением, постоянно выбрасывая приложения из памяти. Поэтому запущенные пару дней назад программы открываются моментально, а не грузятся заново. Накопитель тоже не из дешёвых — выбрать можно между 256 и 512 ГБ формата UFS 3.1, а расширить за счёт microSD (поддерживаются карты до 1 ТБ).

Это огненный дракон!

Как все мы знаем, в 2023-м году Snapdragon 8 Gen 1, созданный в коллаборации с южнокорейским гигантом, оказался процессором мощным, но уж больно горячим. Потому что энергоэффективность техпроцесса 4 нм у Samsung оказалась ниже, чем 5 нм у TSMC. В итоге смартфоны на 8 Gen 1 троттлят и плохо держат частоты.

Худо-бедно «дракона» обуздали лишь игровые модели с массивным охлаждением, да ещё некоторые модели HUAWEI, где 8 Gen 1 в повседневных задачах задушили по производительности до уровня процессоров из более дешёвых смартфонов. Там снять удавку дают только в игровом режиме.

И если вы думаете, что в Sony работают выпускники Хогвартса — ну, может, и работают, но магия вне Хогвартса запрещена. Xperia 1 IV обладает горячим нравом и не ставит рекордов в бенчмарках.

Впрочем, это не мешает пользоваться им по назначению. Большая площадь задней панели и экрана позволяет эффективно рассеивать тепло мобильного чипа, так что в Call of Duty смартфон стабильно выдаёт 60 fps на протяжении часа. То же касается Genshin Impact — работает, не тормозит. Записывать видео в 4K при 60 fps можно очень долго — вам быстрее надоест, чем телефон перегреется. А в повседневных нагрузках корпус едва тёплый.

Sony Xperia 1 IV

С энергопотреблением всё неоднозначно. Первые дни вас ждут приключения: смартфон постоянно что-то будет обновлять в фоне, качать собственные сервис-паки, апгрейдить софт, выжимая заряд и разогревая ваш карман. Но когда интеллектуальная система поднаберётся опыта и поймёт, как вы пользуетесь устройством, батареи на 5000 мАч будет без проблем хватать на весь день.

Мобильное фото раньше и сейчас

Развитие мобильной съёмки разделил на «до» и «после» выход Google Nexus 5. Никаких чудес, кроме OIS, там было — просто софтом камеры занимались в Google, внедрив продвинутые алгоритмы обработки данных с сенсора. И с тех пор качество программного кода и вытягивания картинки стали чуть ли не важнее матрицы. В «пиксели» долго ставили не самые новые, но проверенные и надёжные матрицы Sony, вытягивая из них все соки с помощью фирменного приложения камеры.

Сперва это была просто вычислительная фотография, где камера делала несколько кадров и склеивала их в один, расширяя динамический диапазон сенсора до невозможности. Затем к работе подтянули нейросети, которым доверили практически всё: определение контекста съёмки и настроек, работу автофокуса, цифровое боке, шумоподавление, восстановление деталей при цифровом приближении.

И мобильная фотография преобразилась. У пользователей появилась кнопка «Шедевр», чтобы автоматика превращала любого в Кена Роквелла. А в iPhone с 13-го поколения даже отключать HDR в родной камере не дают: снимай, пользователь, как есть, а в остальном разберётся наша система. Жаль, на художественной ценности отснятого материала это никак не сказалось: жуткие ракурсы и корявые позы нейросети пока что исправить не в силах.

Изменилась и конструкция смартфонов, чтобы лучше отвечать требованиям к мобильной съёмке. Нормой стали сенсоры на 48, 64, 108 и даже 200 мегапикселей — на выходе всё равно получается 12 или 16 Мп, просто соседние точки объединяются в одну для улучшения картинки. А ещё такое дикое разрешение даёт нейросетям больше информации.

В камерные сопроцессоры и мобильные SoC стали устанавливать аппаратные блоки по ускорению нейросетевых вычислений. Минусом подобного подхода стала всем известная «акварель» и нереалистичная цветопередача в тех случаях, когда алгоритмам не хватает опыта и они уродуют реальность.

Третий глаз Будды

Так вот, камеры в Sony Xperia 1 IV — это полный антипод того, что ставится в другие телефоны. И в плане трендов, и в плане подхода к получению результата. Все три сенсора здесь на 12 мегапикселей (привет iPhone 13 Pro), с пикселями крупного размера и оптической стабилизацией изображения. А нейросеть занимается автофокусом и отслеживанием объектов, лиц и глаз, а не натягиванием несуществующей луны на мутный белый кругляшок.

Xperia-CAM

Основной модуль использует сенсор Sony IMX557 с диафрагмой f/1.7 и углом обзора в 82 градуса. Он не самый новый, но на качестве кадров это не сказывается: пиксели по 1,9 микрометра, как у iPhone 13 Pro, позволяют матрице эффективно собирать свет и выдавать резкую картинку с хорошим динамическим диапазоном.

Суперширик стоит сравнительно свежий — IMX563, такой же используется в Galaxy S22 Ultra, например. Пиксели у него по 1,4 мкм, что вкупе со светосилой f/2.2 даёт яркие кадры даже в сумерках. По крайней мере, по части шумов и детализации эта камера не уступает конкурентам.

Sony Xperia 1 IV

А вот телевик максимально нестандартный. На устаревший сенсор IMX650 нахлобучили перископическую систему из линзы и пентапризмы, причём с изменяемым от 85 до 125 мм фокусным расстоянием. Также в наличии полнокадровый фазовый автофокус и система оптической стабилизации, а светосила объектива вызывает уважение: f/2.8 на длинном конце и внушительные f/2.3 на широком. Это позволяет не самому крупному сенсору эффективнее работать в сумерках. Для сравнения, телевик iPhone 13 Pro при том же размере матрицы имеет фиксированный объектив — на 77 мм при f/2.8.

Определением глубины сцены занимается простенький времяпролётный сенсор, нужный скорее для помощи автофокусу, чем для эффектных боке.

И ещё одна нестандартная штука: инфракрасный RGB-сенсор для определения условий освещения и подстройки баланса белого. Он не всегда уместен, ведь вы можете находиться в тени, а объект съёмки — на свету, но явно помогает автоматике: другие камеры его не видят и определяют ББ сцены гораздо хуже.

Кадры прекрасны, как сюнга Хокусая

Софт Sony — ночной кошмар владельцев iPhone. Если у тех нет никаких параметров, кроме экспокоррекции и выбора объектива (и то условного), даже HDR не выключишь, то Xperia 1 вываливает на пользователя такое количество настроек, какое не во всякой беззеркалке найдёшь. И спасибо, что у приложения камеры появился хотя бы встроенный автоматический режим. Раньше для съёмки без ручных настроек у Sony было отдельное приложение, которое выдавало олдскульные кадры в духе iPhone 4S — без этих ваших нейросетей и прочих излишеств. Но даже в таком режиме можно получать красивые картинки, если грамотно поработать с кадрированием, сюжетом, а ещё подсказать телефону, по какому объекту проводить экспозамер.

Актуальное положение дел такое: для съёмки фото и видео предусмотрены сразу три приложения. Photo Pro — это универсальное решение, где есть и базовый режим, и полуавтоматический, и полностью ручной. Режим, от которого будет зависеть объём доступных настроек, выбирается виртуальным безелем, имитирующим селектор на больших камерах.

Xperia-CAM2

Два приложения для записи видео различаются: одно использует наработки Sony для фирменных камкодеров и предназначено для репортажей. Помимо различных настроек качества, звука и форматов видео, софт умеет стримить видеопоток сразу на сервер. Второе — для записи кинематографичных видео, со встроенными плёночными профилями, продвинутой настройкой цвета и прочими штуками. А ещё можно подключить профессиональный внешний микрофон — 3,5-мм разъём здесь уже есть, да и соответствующие настройки в приложении камеры присутствуют. Если всё это вам ни к чему, используйте базовый режим Photo Pro — для повседневных сюжетов его хватает с головой.

Теперь — о мобильной фотографии. Если вы дадите Xperia 1 IV своей маме, а она не фотограф, то результат, скорее всего, будет варьироваться от разочаровывающего до удручающего.

Родной софт ориентирован на людей, которые отличают выдержку от диафрагмы, знают, что такое экспозамер и как добиться от фотоаппарата нужных результатов в плане количества света и динамического диапазона. У камеры имеются некоторые зачатки HDR-съёмки и жалкое подобие ночного режима, но в Sony всё-таки рассчитывают на силы встроенного стабилизатора и ваши прямые руки. А с прямыми руками камера творит чудеса.

as6yvxyeDVyX4dmz2Nj79YiV3jxSPVhnwLrcD.jp
Основное отличие кадров Xperia 1 IV от фотографий на iPhone, Samsung или Pixel — реалистичный динамический диапазон. Смартфон практически не применяет HDR для дотягивания кадров
as6yxz2svcTPuRN8p9z19IuLGRHT39tlRR6RjV.j
Есть двукратный цифровой зум. Достигается кропом центра кадра и аккуратным апскейлом. Детали, разумеется, несколько теряются, порой проще самостоятельно обрезать кадр, сделанный на основную камеру
as6yrZ0EoVSnCpIgMEHkz1wuVRiOpU87D1NJS.jp
3,5-кратное приближение с перископического объектива получается резким и светлым
as6yqW61gZwECpoQEI792yt7dAdpU8dz0Phr3.jp
5,2-кратное приближение на длинном конце перископа практически не теряет деталей, но выглядит гораздо мягче аналогичного зума у других вендоров: нейросетей, накидывающих контрастность и дорисовывающих детали тут нет
as6ywymsz1Xz27RNe3HYVr4JV3jxy9tlxhUdB0.j
Необычная форма линзы в перископическом объективе даёт вот такие вытянутые блики в контровом свете. Форма засветки и её аура чем-то напоминает киношные анаморфные объективы
as6yyCM9z11lFFrz02oqufIq3rwz2M8KPCz2yIQh
При этом явный контровой свет объектив держит хорошо: софт включает HDR и делает картинку различимой
as6yz0FG6cz09mFrTogekEkoCj6Pf8KPiFakyq.j
В целом камера неплохо справляется с самыми разными условиями съёмки. Кадры, быть может, не такие сочные и выразительные, как у Huawei и Samsung, но вполне детальные. Докрутить им контрастность и вытащить тени можно в любом редакторе, а придать нейросетевой -мазне естественный вид — уже нет
as6yz18SOL3AMG55Eidso8DCj6P9OyTcUlyHv.jp
При максимальном оптическом зуме видно, что дорисовывать детали смартфон не умеет совсем
as6yz2BQNDz2ifG5bz1qxWLqB3rwz2sOyT6kt0tc
Вытягивать детали из пересвеченных областей камера даже не пытается. Если ты, пользователь, решил снять вот так, значит так и надо. Вместе с тем, баланс белого почти на всех кадрах получается убедительный
as6yu42hh0i90j1aDKeXc6U0B4SPz2Rf6Jwz1n.j
Даже принудительная активация HDR работает очень мягко, не превращая фотокарточку в кислотный приход
as6yv74apyAs0jXKL8z16Q0HOtYZPz2R9sB6Ok.j
Тот же самый ракурс, снятый без HDR. Часть деталей ушла в пересвет, но разительного отличия по экспозиции нет
as6yw08w029GVTveJ7cwyz2HOtY39NV3d0KrZ.jp
AI здесь используется для автофокуса, причём тут японцы пошли ва-банк и использовали свои наработки по беззеркалкам. Камера без проблем цепляется за птицу в полёте и сама отслеживает объект. Людям автофокус целится в глаза
as6yx3ErOz1llVTPOBRmT0vU0B4y9NVZNOeJy.jp
В сумерках камера хорошо передаёт атмосферу, благодаря специальному сенсору камера хорошо определяет баланс белого и даёт натуральную картинку
as6yqSz1DK0CP8vZnCtz16wGvSz0JOpz1uVn7OBW
Суперширик не теряет детали изображения даже в условиях недостаточной освещённости
as6yrVu2Cygc8v31KheX6Ms41rdpz1uz21Vajz2.
А вот съёмка с рук с пятикратным зумом требует сноровки и твёрдых рук: OIS тут хорош, но не всесилен
as6yy8UTSKkC9wbz1KBOvQ0neFEj25oEQ5z0oF.j
Принудительная активация HDR на зум-объективе в контровом свете даёт объёмную и атмосферную картинку с очень мягким рассеиванием света
as6yz0BOI4e8p9w5ECNEUc6z1mpeI25okgT1KG.j
Разный свет от рыжих фонарей уличного освещения и белых в витринах магазинов не ставят камеру в тупик в условиях недостаточной освещённости
as6yz1CKCtMBLMAToAOMY0vz1mpeoIjsaxMJvT.j
3,5-кратное приближение даёт резкие кадры в сумерах благодаря хорошей светосиле объектива и качественной работе OIS
as6yz2FI3lgjgMAz02I405yz2neFEDIjs4BElV2.
Телефону хорошо удаются кадры в низком ключе. Детали в тенях не теряются, вместе с тем отсутствие вмешательства нейросетей не приводит к избыточному присутствую объектов в тени
as6yu0Az29LjA6YPOhh8nkoiTz1rdJkmhZgLML.j
Яркие, бликующие и отражающие поверхности дают замечательный рисунок и отлично передают ощущение слепящего солнца
as6yv3CmHfBr6YveptUMIqZ52JOJkmBJofmA.jpg
Даже ночью камера не пасует, если подсказать ей, что является главным объектом съёмки и сколько деталей вы хотите получить на фотографии
as6yw40kYN8JPIXKru6gqBZ52Ju36q12vxT7.jpg
Панорамные кадры на ультраширик в темноте получаются детальными и с правильным цветовым балансом
as6yqOsPsLDQEsxDg8UMoaB18YZvlJTKz1tZ4.jp
Основная камера также не пасует ночью
as6yx76XwhkiPI1ajaGD8DiTz1r736qXoX7xO.jp
Перископный зум у Sony получился хорошо, диафрагма f/2.2 позволяет снимать такие сюжеты с рук на достаточно коротких выдержках без смаза
as6yrRmMkfhbEsRz0oK8nEY4Pq4SvlJz0acB5R.j
При максимальном приближении светосила падает до f/2.8, что по-прежнему неплохо и при наличии оптической стабилизации даёт снимать удалённые объекты в полумраке без смазов
as6yz0l06cz09mFrTogekEkoCj6Pf8KPiFakyq.j
Сложные по тем пературе и цветам объекты получаются натуральными — спасибо RGB-датчику, определяющему температуру окружающего освещения
as6yyi69z11lFFrz02oqufIq3rwz2M8KPCz2yIQh
Использование ручных настроек даёт большой простор для творчества. Чуть ярче кадр — теряется объём, чуть темнее — пропадают детали за стеклом. AI бы тут точно налажал
as6yz1eCOL3AMG55Eidso8DCj6P9OyTcUlyHv.jp
Порой определение баланса белого плавает от объектива к объективу: здесь в поле зрения камеры попали тёплые источники света и она сделала картинку натуральной, такой, как её видит глаз
as6yz2hANDz2ifG5bz1qxWLqB3rwz2sOyT6kt0tc
А при съёмке на зум-объектив определила цветовую температуру по единственному холодному источнику освещения и сделала кадр более нейтральным
as6yuaIhh0i90j1aDKeXc6U0B4SPz2Rf6Jwz1n.j
Вообще продвинутые возможности перископического объектива заставляют взглянуть на мобильную фотосъёмку по-новому: постоянно ищешь необычные места и ракурсы, позволяющие захватить момент не так, как он виден обычно

Если вы надеетесь купить отличное железо и прокачать его с помощью установки Gcam — держите карман шире. Поскольку Xperia 1 IV не сказать чтоб популярный телефон, никто не занимался портами гуглокамеры на его экзотическое железо. В природе существует версия Gcam для Xperia 1 III, и она запускается на 1 IV, но снимает хуже родной камеры: плохо определяет баланс белого, не исправляет искажения от оптики, работает с одном сенсором из трёх. Магия Google отменяется.

Экран от OLED-телевизора

Сложно сказать, какую сакуру созерцали японские инженеры, когда выбирали OLED-панель для смартфона и разрабатывали к ней софт, но медитация удалась. Разрешение — 3840×1440, стабильные 900 нит яркости при полностью белом экране, превосходная заводская калибровка сразу нескольких цветовых пространств, в том числе используемых в профессиональной видеозаписи, сверхвысокочастотный ШИМ, не раздражающий зрение, ну и вишенка на торте — 120 герц. Правда, без адаптива. Надо же было оставить пространство для улучшения в следующем поколении.

В общем, с уверенностью можно сказать: экран не просто хороший, а превосходный.

Да, на бумаге характеристики не идеальные, и в ясный солнечный день картинка на iPhone и Galaxy чуточку ярче, но это мелочи. Потому что дисплей Xperia 1 IV умеет отображать sRGB, DCI-P3, сумасшедший киношный BT.2020 и во всех случаях делает это как по учебнику — с практически идеальными параметрами, высокой точностью цветопередачи и идеально настроенной гамма-кривой.

Sony Xperia 1 IV

Столь дивную панель, а заодно и чип BRAVIA Engine из телевизоров Sony, в Xperia 1 IV разместили не для Instagram и TikTok, а потому, что смартфон может работать внешним экраном для фирменных фотоаппаратов и видеокамер Sony Alpha. Ведь при профессиональной съёмке подобная точность цветопередачи и стабильные 900 нит куда важнее рекордов яркости.

Уровень звука — азиат

В интернете есть расхожая фраза: «что бы вы ни делали, всегда найдётся азиат, который сделает это лучше». Пройти Dark Souls на танцевальном коврике вместо геймпада, потому что обычный способ уже не вызывает трудностей? При этом рассыпать под ноги кубики Lego? Да пожалуйста. Примерно такой подход и применяли к созданию аудиосистемы Xperia 1 IV. Действительно, зачем делать просто, когда можно такого навертеть… Ух!

Начнём с динамиков. Их тут два, расположены по краям экрана в симметричных вырезах. Поют чисто и громко, для просмотра YouTube и сериалов без наушников — просто отлично. Для музыки хотелось бы больше низких частот, но ничего не попишешь — размеры. И вообще, хотите слушать музыку — используйте наушники. Их к смартфону можно подключить хоть по проводу, хоть без.

У Xperia 1 IV есть 3,5-мм миниджек. Сейчас это большая редкость не то что для флагманов, но даже для моделей среднего сегмента.

Разумеется, для него тоже приспособлен чип из телевизора, отвечающий за Dolby Atmos. Он же занимается обработкой аудио для Bluetooth-наушников. Причём количество поддерживаемых кодеков порадует даже искушенных пользователей: имеется и стандартный SBC, и яблочный AAC, и фирменный LDAC, и самый новый — LC3, призванный заменить собой уже откровенно устаревший SBC.

Наконец, можно подключить внешний DAC или приличную гарнитуру напрямую — через Type-C. И вы получите приятный и чистый звук с активным шумоподавлением, качественными микрофонами и прочими штуками, обычно присущими беспроводным гарнитурам.

А ты точно флагман?

Если вы до сих пор не нашли изъянов в божественном Sony Xperia 1 IV, мы вам поможем. Во-первых, миниджек — это прекрасно, но ещё лучше, когда провод от наушников не лезет на экран. Хотелось бы видеть его снизу, рядом с Type-C, а не сверху, как в 2010-м году.

Второй момент связан с вибромотором. Он классный, тактильная отдача очень необычная по ощущениям, приятная, хрустит восхитительно. Явно пригодились наработки от контроллеров PlayStation. Вот только по ощущениям моторчик находится не там, где держишься за смартфон, а несколько выше, из-за чего нет чувства отклика «на кончиках пальцев», как на iPhone.

В-третьих, в царской комплектации нет ни кабеля, ни зарядки.

В-четвёртых, зарядка не самая быстрая. 30 ватт — отнюдь не рекорд. У половины китайских устройств нынче блоки помощнее в комплекте идут. Впрочем, 1% в минуту — достаточная скорость, чтобы пополнить заряд батарейки за адекватное время и не мучить её лишний раз огромными токами, сокращающими срок службы АКБ.

Sony Xperia 1 IV

Пятый нюанс связан с визуальным стилем системы. Обои роскошные, спору нет, но от иконок текут кровавые слёзы. Это даже не Android 7 — даже во времена Android 2.1 над обликом пиктограмм старались лучше. Дополняет это великолепие голый интерфейс Android 13, который рисовали дизайнеры, зацикленные на инклюзивности и толерантности, а не комфорте пользователя. Вниманием к деталям и не пахнет: куча мест, где закругления плохо переходят в прямые линии, где текст едва помещается в отведённое ему пространство (особенно на русском языке), где важные и нужные вещи убраны в труднодоступные для пальцев места.

Оболочки HUAWEI и Samsung на фоне интерфейса Sony выглядят античными статуями, поставленными рядом со скульптурами Михаила Боппосова.

Недружелюбный интерфейс камеры мы уже упоминали, а про аксессуары, сделанные чёрт знает где, вы и сами догадываетесь — это не Samsung, чтобы чехлы, стёкла, плёнки и прочие штуки продавались на каждом углу. Всё под заказ, дорогое, в малом ассортименте и порой сомнительного качества.

Технические характеристики:

ДИСПЛЕЙ 6,5», 3840×1644 (21:9), OLED, 120 Гц, 643 ppi, до 900 нит,  
BT.2020 / DCI-P3 / sRGB ЧИПСЕТ CPU Qualcomm Snapdragon 8 Gen 1
GPU Adreno 730 ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ И НАКОПИТЕЛЬ 12 ГБ LPDDR5
256 ГБ UFS 3.1 АККУМУЛЯТОР 5000 мАч, QC 3.0 до 30 Вт
Беспроводная зарядка до 15 Вт КАМЕРА суперширокоугольная — 12 МП, 16 мм f/2.2, DP PDAF
основная — 12 МП, 24 мм f/1.7 DP PDAF, OIS
перископический зум — 12 МП 85–125 мм, f/2.2–2.8, DP PDAF OIS
TOF-датчик (640×480)
IR RGB сенсор определения баланса белого
фронтальная — 12 Мп, 24 мм f/2.0 ОСОБЕННОСТИ Работа в качестве внешнего дисплея для камер SONY,
Обратная беспроводная зарядка,
AI-автофокус,
3,5-мм миниджек
 

Результаты тестов

ANTUTU 845 000 GEEKBENCH 6 3450  АВТОНОМНОСТЬ до 18 часов воспроизведения оффлайн-видео
до 1,5 дня работы в смешанном режиме

Решимость самурая

Чтобы купить смартфон Sony, надо быть либо фанатом, либо безумцем. По крайней мере, со стороны кажется именно так. Правда, есть ещё третий вариант. Вы прочитали обзор-другой, тщательно взвесили все «за» и «против» и с полной уверенностью готовы признаться себе в желании купить именно Xperia 1 IV.

Sony Xperia 1 IV

Отрицать уникальность этого смартфона невозможно. Вы не найдёте другого флагмана, который будет так же лежать в руке, обладать таким же качеством сборки и консервативным дизайном. Вы не найдёте другой флагман с миниджеком, физической кнопкой спуска затвора камеры и настолько необычным ощущением от работы вибромотора. А ещё вы не найдёте ни одного Android-флагмана, который столь же отвратительно снимает в автоматическом режиме.

Xperia 1 IV — злой антипод iPhone. Если бы Стив Джобс был жив, его бы удар хватил от того, как Sony обращается с идеями, сформировавшими облик современных смартфонов.

На старте продаж Xperia 1 IV стоил от 1200 до 1500 долларов: за эти сумасшедшие деньги можно было купить актуальный iPhone Pro или Pro Max, и ещё бы осталось на чехол, зарядку и какую-нибудь фигню. Или взять флагманский Galaxy S в любом из размеров, пару аксессуаров и часы за предзаказ. И для 99% пользователей это действительно был бы лучший выбор.

Sony Xperia 1 IV

Но сегодня цены начинаются с 57 тысяч рублей (в зависимости от региона и курса доллара). Вдобавок недостатки модели были исправлены с обновлениями, а при должном навыке камеры флагмана Sony позволяют получать шикарные кадры — с натуральной цветопередачей и аккуратной картинкой вместо AI-мазни с оттенками кислотного трипа.

Если размеры Xperia 1 IV вам кажутся избыточными, а прикоснуться к необычному флагману по-прежнему хочется, существует его младший брат — Xperia 5 IV.

Внутри всё то же самое, только 8 ГБ оперативки, вместо перископического зум-объектива стоит светосильный фикс на 60 мм, а ещё удалён бесполезный TOF-датчик. 6,1 дюйма, всего 67 мм ширины (на 2 мм шире, чем iPhone 13 mini), ещё и дешевле на несколько тысяч рублей.

За эти деньги вы получаете пусть не такой яркий, как у Nothing Phone, но по-прежнему привлекательный и необычный дизайн, шикарный экран, широчайшие возможности для творчества… Да и просто максимально нестандартный флагман. И лёгкую ауру безумия на сдачу. Ведь по своей воле купить такой смартфон может только очень интересная личность.

Автор:  Роман Капитонов

Фотографии:  Денис Плотников

©  4PDA