Обучение пользователей: чему современные сервисы могли бы научиться у Windows 98
Дизайнер Бенджамин Бранделл написал для блога Usersnap заметку о процессе обучения пользователя в Windows 98 и о том, какие приемы из операционной системы Microsoft могли бы позаимствовать современные сервисы.
Команда Sketchapp подготовила перевод заметки.
Просмотр гайдлайна по интерфейсам Microsoft от 1995 года вызывает чувство прикосновения к истории. Пособие для создания приложений для Windows на 380 страницах заставило меня задуматься о том, как же все изменилось. Не только Windows, но и само понимание программного обеспечения. Такие гайдлайны опережают свое время.
Компания серьёзно позаботилась о том, чтобы помочь пользователю в освоении своей операционной системы. Это означало, что Microsoft стала задумываться над UX. Это то, чего не хватало Windows 3.1, при первом запуске которой вы видели это:
![]()
Я решил проделать ностальгическое путешествие к Windows 98, пережить это снова, и написать статью, которой мне очень не хватало в то время.
Как по мне, отличительной чертой Windows 98 является процесс знакомства с системой. После загадочного стартового экрана в Windows 3.1 увиденное казалось прекрасным. Знакомство с системой приводило пользователя из состояния запутанности к ощущению комфорта от использования операционной системы в максимально короткий срок. Это означало, что система обучает пользователя базовым вещам, а остальное он постигает самостоятельно.
Какие есть примеры адаптации пользователя
Ранее дизайнеры программ вынуждены были создавать приложения для адаптации опыта пользователя. Теперь, благодаря наличию мощных процессоров и большего объёма памяти, появилась возможность создавать более тонкий и гибкий процесс адаптации пользователя. Тем не менее, основные принципы остались неизменными.
Регистрационные формы
Никто не захочет играть в игру из двадцати вопросов, победой в которой станет вход на сайт. В версии Windows 98 требовалось ввести минимум информации для того, чтобы попасть на рабочий стол. В наши дни процесс стал ещё проще благодаря аутентификации при помощи Google и социальных аккаунтов, например, как показано ниже в Process Street:
![]()
Пустые состояния
«Пустые состояния» — это то, что видит пользователь в момент отсутствия данных на экране. Любые пробелы в процессе обучения должны быть исправлены при помощи пустых состояний, подсказывая, чем вы можете заполнить пустое место, и какая от этого будет польза. Вот несколько хороших примеров: Spotify не будет вам предлагать пустое место, если у вас нет станций:
![]()
Пустое состояние Trello — это пример доски и объяснение основной функциональности. Это делает знакомство с Trello забавным и простым (вместо прочтения инструкции).
![]()
Взаимодействие, а не инструкции
Даже при том, что она не написана на бумаге, документация к приложениям все равно есть. Например, вы можете посмотреть секцию на GitHub. Ничего не останавливает компании, которые производят программное обеспечение, перед тем, чтобы выпускать пользовательские инструкции и FAQ онлайн.
![]()
Когда вы создаете аккаунт на GitHub, вы видите баннер над пустым дэшбордом.
![]()
Когда дело доходит до технической части, система предоставляет пошаговую инструкцию с реальным примером, а не просто словарь терминов. Подобная ситуация возникает при создании аккаунта в TeamGannt. Первое, что вы видите — это интерактивный пример или возможность начать новый проект.
![]()
Проект, который предлагается в качестве примера, содержит подсказки и проводит по базовому рабочему процессу, что является важным для понимания принципов работы.
А теперь давайте взглянем на процесс знакомства с системой, который был реализован в Windows 98.
Знакомство: стиль Windows 98
Ранее я видел, как компания Microsoft построила процесс знакомства пользователя с системой для Windows 3.1. Правда в том, что такое знакомство было весьма непонятным. Программное обеспечение создавалось для пользователей, знакомых с работой в командной строке, и единственная возможная помощь предусматривалась для знакомства с графическим интерфейсом, а не самой ОС.
Возможно, именно поэтому версии Windows 95 и 98 — первые операционные системы, которые предполагали адаптацию пользователя в системе — были распроданы в 10 раз лучше, чем 3.1 за первые 6 лет.
Windows 98 использует прогрессивное профилирование
Прогрессивное профилирование — это разбивка регистрационной формы на несколько управляемых шагов, что позволяет разделить большое количество одновременного заполнения данных на несколько простых шагов.
![]()
Windows 98 не вынуждал вводить пароль для регистрации каждого шага, его вводили только один раз.
![]()
Внутренняя настройка системы довольно простая и понятная. В ней даже можно сохранить настройки модема, что позволяло напрямую подключится к Outlook и Internet Explorer.
Корзина является прекрасным примером пустого состояния
У Windows 98 есть не так много пустых состояний потому, что все «населено» ярлыками и файлами. Однако, я нашел прекрасный пример пустого состояния в лице корзины, которая была полезной тогда также, как и в наши дни.
![]()
Для новых пользователей было сразу понятно, что объект можно переместить в корзину, а затем или удалить его безвозвратно или восстановить и продолжить работу.
Настройка позволяет вам пойти по пути наименьшего сопротивления
Если вы не хотите «кастомизировать все доступные опции», вам предлагается типичная установка.
![]()
Если при работе с Windows 3.1 предполагалось, что вы уверенный пользователь компьютера и командной строки, то в Windows 98 рекомендовался стартовый набор компонентов. Это давало возможность произвести установку максимально быстро и без заминок.
Обучение использования Windows 98 путем выполнения небольших задач
Часть процесса знакомства с Windows 98 связана с использованием клавиатуры и мыши. Строка из гайдлайна:
Пользователь должен всегда чувствовать, что он управляет интерфейсом, а не наоборот.
Это обучает пользователя управлять ПО, хотя и есть возможность пропустить этот шаг в любой момент.
![]()
Пользователь начинает понимать основы работы с WIndows путем выполнения таких небольших заданий, и это сильно упрощает знакомство с системой. Согласитесь, что это лучше, чем просто «вбросить» пользователя в незнакомую операционную систему без объяснений. В конце даже есть тест проверки знаний.
Сравнивая программное обеспечение с объектами реального мира
В 1997 году компьютеры не были распространены так, как сейчас. Именно с этой целью Microsoft сравнивала компьютеры с объектами, которые более знакомы человеку, например, с печатной машинкой и телевизором.
![]()
В то время у 64% домохозяек США не было компьютера. На настоящий момент цифра упала до 16%. Вот почему мы больше не видим таких прекрасных сравнений.
![]()
Идея сравнивать технологии с объектами была близка Стиву Джобсу. Он использовал это в качестве основной идеи в дизайне вплоть до релиза iOS 7.
Скевоморфизм — это принцип дизайна, когда какому-то одному продукту придаётся облик другого
— Тим Ворсталл
Для Windows 98 (в отличие от Apple) такой приём не был основополагающим принципом в дизайне. Это был способ знакомства пользователей с тем, что они видят или рисуют на основе прошлого опыта. Вот почему имело смысл наличие узнаваемых элементов UI.
Сейчас-то мы уже знаем, для чего знак красного плюса в Google Drive, и соответственно понимаем, что это же обозначение теоретически будет использоваться в Google Photos. Раньше мы только понимали, что такое телевизор и печатная машина и, соответственно этому знанию, могли выстраивать свое понимание технологий.
Почему Windows 98 пользовался такой популярностью
Такой большой шаг вперед от Windows 3.1 и 95/98 можно объяснить наличием документации. Авторы документации выражали беспокойство за пользователя, который впервые после версии 3.1 попадал в незнакомую операционную систему. Цитата из гайдлайна Windows 1995 года:
Избегайте добавления новых элементов или поведений, если интерфейс это не поддерживает. Важно: не меняйте существующее поведение элементов. Несоответствия не только введут пользователя в заблуждение, но и внесут ненужную сложность
Также это относится к тому, как Microsoft объединяет опыт работы с компьютером и ситуации, которые уже знакомы пользователю.
![]()
Причина успеха: Microsoft не делает предположений о своем рынке
После короткой установки возможно было выбрать настройки или же сразу приступить к работе с опциями новичка. Также система предлагала секцию помощи для пользователей 3.1, Mac и людей, которые никогда до этого не пользовались мышью или клавиатурой. Благодаря корзине в Windows 8 (моя мама называет это «мусоркой»), можно смело утверждать, что такой эмпатии к пользователю, как в Windows 98, уже не будет.
Такой подход помог Microsoft забраться на вершину, хотя на тот момент это был очень рискованный шаг. Все или ничего: или пользователь успешно знакомится с системой, и эта схема работает, или эта идея обречена на провал.
Нет лучшего мотиватора для создания процесса знакомства пользователя с системой, чем страх полного провала.
© vc.ru
