Обучение пользователей: чему современные сервисы могли бы научиться у Windows 98

Дизайнер Бенджамин Бранделл написал для блога Usersnap заметку о процессе обучения пользователя в Windows 98 и о том, какие приемы из операционной системы Microsoft могли бы позаимствовать современные сервисы.

Команда Sketchapp подготовила перевод заметки.

Просмотр гайдлайна по интерфейсам Microsoft от 1995 года вызывает чувство прикосновения к истории. Пособие для создания приложений для Windows на 380 страницах заставило меня задуматься о том, как же все изменилось. Не только Windows, но и само понимание программного обеспечения. Такие гайдлайны опережают свое время.

Компания серьёзно позаботилась о том, чтобы помочь пользователю в освоении своей операционной системы. Это означало, что Microsoft стала задумываться над UX. Это то, чего не хватало Windows 3.1, при первом запуске которой вы видели это:

Я решил проделать ностальгическое путешествие к Windows 98, пережить это снова, и написать статью, которой мне очень не хватало в то время.

Как по мне, отличительной чертой Windows 98 является процесс знакомства с системой. После загадочного стартового экрана в Windows 3.1 увиденное казалось прекрасным. Знакомство с системой приводило пользователя из состояния запутанности к ощущению комфорта от использования операционной системы в максимально короткий срок. Это означало, что система обучает пользователя базовым вещам, а остальное он постигает самостоятельно.

Какие есть примеры адаптации пользователя

Ранее дизайнеры программ вынуждены были создавать приложения для адаптации опыта пользователя. Теперь, благодаря наличию мощных процессоров и большего объёма памяти, появилась возможность создавать более тонкий и гибкий процесс адаптации пользователя. Тем не менее, основные принципы остались неизменными.

Регистрационные формы

Никто не захочет играть в игру из двадцати вопросов, победой в которой станет вход на сайт. В версии Windows 98 требовалось ввести минимум информации для того, чтобы попасть на рабочий стол. В наши дни процесс стал ещё проще благодаря аутентификации при помощи Google и социальных аккаунтов, например, как показано ниже в Process Street:

f61559814e0588.png

Пустые состояния

«Пустые состояния» — это то, что видит пользователь в момент отсутствия данных на экране. Любые пробелы в процессе обучения должны быть исправлены при помощи пустых состояний, подсказывая, чем вы можете заполнить пустое место, и какая от этого будет польза. Вот несколько хороших примеров: Spotify не будет вам предлагать пустое место, если у вас нет станций:

78e8aebc681682.png

Пустое состояние Trello — это пример доски и объяснение основной функциональности. Это делает знакомство с Trello забавным и простым (вместо прочтения инструкции).

e3ae2bd4e17e3d.png

Взаимодействие, а не инструкции

Даже при том, что она не написана на бумаге, документация к приложениям все равно есть. Например, вы можете посмотреть секцию на GitHub. Ничего не останавливает компании, которые производят программное обеспечение, перед тем, чтобы выпускать пользовательские инструкции и FAQ онлайн.

10ef6ebbbc3aeb.png

Когда вы создаете аккаунт на GitHub, вы видите баннер над пустым дэшбордом.

a8d5d65c40c186.png

Когда дело доходит до технической части, система предоставляет пошаговую инструкцию с реальным примером, а не просто словарь терминов. Подобная ситуация возникает при создании аккаунта в TeamGannt. Первое, что вы видите — это интерактивный пример или возможность начать новый проект.

79694d825faf14.png

Проект, который предлагается в качестве примера, содержит подсказки и проводит по базовому рабочему процессу, что является важным для понимания принципов работы.

А теперь давайте взглянем на процесс знакомства с системой, который был реализован в Windows 98.

Знакомство: стиль Windows 98

Ранее я видел, как компания Microsoft построила процесс знакомства пользователя с системой для Windows 3.1. Правда в том, что такое знакомство было весьма непонятным. Программное обеспечение создавалось для пользователей, знакомых с работой в командной строке, и единственная возможная помощь предусматривалась для знакомства с графическим интерфейсом, а не самой ОС.

Возможно, именно поэтому версии Windows 95 и 98 — первые операционные системы, которые предполагали адаптацию пользователя в системе — были распроданы в 10 раз лучше, чем 3.1 за первые 6 лет.

Windows 98 использует прогрессивное профилирование

Прогрессивное профилирование — это разбивка регистрационной формы на несколько управляемых шагов, что позволяет разделить большое количество одновременного заполнения данных на несколько простых шагов.

8a7537857abcb8.png

Windows 98 не вынуждал вводить пароль для регистрации каждого шага, его вводили только один раз.

93c3468060abf9.png

Внутренняя настройка системы довольно простая и понятная. В ней даже можно сохранить настройки модема, что позволяло напрямую подключится к Outlook и Internet Explorer.

Корзина является прекрасным примером пустого состояния

У Windows 98 есть не так много пустых состояний потому, что все «населено» ярлыками и файлами. Однако, я нашел прекрасный пример пустого состояния в лице корзины, которая была полезной тогда также, как и в наши дни.

32b1f2bff6b830.png

Для новых пользователей было сразу понятно, что объект можно переместить в корзину, а затем или удалить его безвозвратно или восстановить и продолжить работу.

Настройка позволяет вам пойти по пути наименьшего сопротивления

Если вы не хотите «кастомизировать все доступные опции», вам предлагается типичная установка.

b651ae9da499ee.png

Если при работе с Windows 3.1 предполагалось, что вы уверенный пользователь компьютера и командной строки, то в Windows 98 рекомендовался стартовый набор компонентов. Это давало возможность произвести установку максимально быстро и без заминок.

Обучение использования Windows 98 путем выполнения небольших задач

Часть процесса знакомства с Windows 98 связана с использованием клавиатуры и мыши. Строка из гайдлайна:

Пользователь должен всегда чувствовать, что он управляет интерфейсом, а не наоборот.

Это обучает пользователя управлять ПО, хотя и есть возможность пропустить этот шаг в любой момент.

Пользователь начинает понимать основы работы с WIndows путем выполнения таких небольших заданий, и это сильно упрощает знакомство с системой. Согласитесь, что это лучше, чем просто «вбросить» пользователя в незнакомую операционную систему без объяснений. В конце даже есть тест проверки знаний.

Сравнивая программное обеспечение с объектами реального мира

В 1997 году компьютеры не были распространены так, как сейчас. Именно с этой целью Microsoft сравнивала компьютеры с объектами, которые более знакомы человеку, например, с печатной машинкой и телевизором.

b23292d7a245fb.png

В то время у 64% домохозяек США не было компьютера. На настоящий момент цифра упала до 16%. Вот почему мы больше не видим таких прекрасных сравнений.

b70891e31a0c2d.png

Идея сравнивать технологии с объектами была близка Стиву Джобсу. Он использовал это в качестве основной идеи в дизайне вплоть до релиза iOS 7.

Скевоморфизм — это принцип дизайна, когда какому-то одному продукту придаётся облик другого

— Тим Ворсталл

Для Windows 98 (в отличие от Apple) такой приём не был основополагающим принципом в дизайне. Это был способ знакомства пользователей с тем, что они видят или рисуют на основе прошлого опыта. Вот почему имело смысл наличие узнаваемых элементов UI.

Сейчас-то мы уже знаем, для чего знак красного плюса в Google Drive, и соответственно понимаем, что это же обозначение теоретически будет использоваться в Google Photos. Раньше мы только понимали, что такое телевизор и печатная машина и, соответственно этому знанию, могли выстраивать свое понимание технологий.

Почему Windows 98 пользовался такой популярностью

Такой большой шаг вперед от Windows 3.1 и 95/98 можно объяснить наличием документации. Авторы документации выражали беспокойство за пользователя, который впервые после версии 3.1 попадал в незнакомую операционную систему. Цитата из гайдлайна Windows 1995 года:

Избегайте добавления новых элементов или поведений, если интерфейс это не поддерживает. Важно: не меняйте существующее поведение элементов. Несоответствия не только введут пользователя в заблуждение, но и внесут ненужную сложность

Также это относится к тому, как Microsoft объединяет опыт работы с компьютером и ситуации, которые уже знакомы пользователю.

8d33a4e3011865.png

Причина успеха: Microsoft не делает предположений о своем рынке

После короткой установки возможно было выбрать настройки или же сразу приступить к работе с опциями новичка. Также система предлагала секцию помощи для пользователей 3.1, Mac и людей, которые никогда до этого не пользовались мышью или клавиатурой. Благодаря корзине в Windows 8 (моя мама называет это «мусоркой»), можно смело утверждать, что такой эмпатии к пользователю, как в Windows 98, уже не будет.

Такой подход помог Microsoft забраться на вершину, хотя на тот момент это был очень рискованный шаг. Все или ничего: или пользователь успешно знакомится с системой, и эта схема работает, или эта идея обречена на провал.

Нет лучшего мотиватора для создания процесса знакомства пользователя с системой, чем страх полного провала.

©  vc.ru