Альянс Nokia и Microsoft: где же будет жить Калев?
Попроси любого начитанного человека назвать какой-нибудь финский эпос, и услышишь в ответ: «Калевала». Слово это переводится как местожительство Калева – богатыря-великана, который считается прародителем всех финских и карельских богатырей. «Калевала» повествует о сотворении земли, неба, солнца и звезд, появлении всех национальных финских героев – парней с труднопроизносимыми именами типа Вяйнямёйнен. И об их приключениях. Кажется, далекие времена великана Калева и остальных финских богатырей канули в Лету. И захватывающие приключения можно найти, только открыв пожелтевшие страницы древних эпосов.
Но это не так. Загляните на IT-ресурсы, и вы увидите, что они пестрят новостями о приключениях могучего финского богатыря, попавшего на распутье и принявшего решение в стиле «направо пойдешь – богатым будешь».
Конечно же, речь идет о компании Nokia и об объявленом ею стратегическом партнерстве с компанией Microsoft, о котором обе компании объявили 11 февраля в Лондоне. Объявление это в виде открытого письма двух CEO, двух Стивов (Элоп и Балмер) доступно для ознакомления всем нынешним партнерам Nokia на страницах ее официального блога.
В нем много слов о будущем, стратегии и партнерстве, но в сухом остатке остается основная идея: в своих будущих гаджетах финны будут использовать Windows Phone 7– мобильную платформу, анонсированную компанией Microsoft ровно год назад на форуме MWC 2010.
Решение это не свалилось на головы поклонником марки, как снег на голову. Ему предшествовала волна обсуждения эмоционального внутрикорпоративного письма нынешнего CEO Nokia Стива Элопа, сравнившего текущее положение компании с человеком, стоящим на краю пылающей нефтяной платформы. Решаемая им дилема проста: сгореть заживо или, прыгнув в ледяную воду, попытаться выжить.
Жесткий стиль письма вызвал массу споров о его правдоподобности. Самые рьяные фанаты Nokia рассуждали о том, что если это не фэйк, то, по кайней мере, фразы, вырванные из контекста, какого-то более традиционного для CEO финского гиганта корпоративного спича. Но фотографии с пожимающими руки Элопом и Балмером показали, что письмо не было фэйком и руководство Nokia реально обеспокоено имеющимся положением дел.
Кстати, а о чем беспокоиться-то? Nokia по-прежнему лидер продаж мобильных телефонов. Лидер настолько, что все остальные компании, работающие в этом бизнесе, с трудом способны угнаться за ней. Все это так, официальные цифры не врут. Но стоит заглянуть чуть глубже и можно увидеть, что Nokia действительно испытывает проблему стратегического характера. Имя этой проблемы – low-end. Большинство реализуемых Nokia мобильных устройств относятся именно к этому классу. И получать прибыль, продавая много, но очень недорогих аппаратов, становится все труднее. Например, прибыль Nokia во втором квартале 2010 года была на 40% ниже, чем за этот же период года 2009. А 40%, согласитесь, весьма весомый показатель.
Финансовый успех Nokia базируется на правильном стратегическом решении компании, принятом в конце 90-х – использовании мобильной платформы Symbian S60 в качестве основы своих мобильных телефонов, получивших нарицательное имя смартфоны.
Схема получения прибыли с помощью доказавшей свое превосходство Symbian S60 казалась столь незыблемой и непогрешимой, что появление на горизонте вначале Apple iPhone, а затем и Android воспринималось, как очередная попытка очередных «давидов» оторвать от земли Symbian-Голиафа.
Что случилось с мифологическим Голиафом, нам известно. Пал. Лавинообразный взрыв потребительского интереса к iPhone, забросивший смартфон Apple в культовую нишу, и быстрое завоевание симпатий и производителей и пользователей платформой Android (которой от роду-то всего два года) дали Nokia почувствовать, что ее финансовые ступни отрываются-таки от земли.
И ведь если бы это ощущение возникло на фоне повсеместного безделия финской компании. Нет! На технологические исследования и дизайн Nokia тратит невообразимые суммы. За тот же второй квартал 2010 года компания потратила на исследовательскую деятельность почти 2 миллиарда долларов. В сравнении с этой суммой скромные 450 миллионов, потраченных на исследования Apple (за тот же период) выглядят более чем скромно. Но стоит задать вопрос: получился ли финский флагман Nokia N8 в 4 раза круче яблочного iPhone 4? Кажется нет. И потребитель за это голосует рублем.
Этот пример неэффективности Nokia не единственный. Тихое забвение очень неплохой платформы Maemo (даже на фоне приобретения очень перспективного графического фреймворка Qt) и фактическое прощание со своей кормилицей (платформой Symbian даже после ее перевода в перспективный статус open source и попытки измениться для борьбы на равных с iOS и Android, неожиданный альянс с Intel и объявление о работе над платформой MeeGo – все эти достаточно непоследовательные движения Nokia говорят о том, что поиск стратегически правильного пути (как это было с Symbian в 90-х) начался давно.
Но поиск поиску рознь. Попытки Nokia на фоне «выстрелов в яблочко» ее конкурентов выглядят очень хаотично. И попытки эти, притом, весьма дорогостоящие. При этом, внутри самой компании это положение дел прекрасно осознавали. Первой ласточкой было увольнение Анси Ваньоки (Anssi Vanjoki) с поста главы подразделения смартфонов. А последовашая за этим смена CEO Олли-Пекка Калласвуо(Olli-Pekka Kallasvuo) на руководителя бизнес-подразделения Microsoft Стивена Элопа показал, что компания готова серьезно измениться рады лидерства на созданном же ею же рынке смартфонов.
Самое неприятное, что эти движения финского гиганта воспринимаются некоторыми, как «гибель Титаника». Мол, если уж Nokia заметалась, как слон в посудной лавке, значит в ее днище брешь, размером с Гранд Каньон, и вскоре компанию поглотит океан забвения. А ведь попытка судить по отдельным событиям в жизни крупной корпорации о ее реальной деятельности, сродни ощупыванию тремя слепцами слона – общей картины так не увидеть, а сделать ложные выводы легко.
Вот и альянс с Microsoft – внешне судорожный и где-то даже нелогичный шаг Nokia, который на деле является выверенной попыткой вернуть большой и гордый фрегат на правильный курс. И всякие высокопарные фразы о предательстве своих программных платформ в угоду детищу Microsoft остаются только фразами. В истории многих финансово успешных компаний такие стратегические решения были неизбежными. Достаточно вспомнить глобальный перевод компьютеров Apple на платформу Intel с «родной» PowerPC. Сколько было дебатов по этому поводу в свое время, сколько прогнозов Apple-аппокалипсиса, в том числе и в результате мести обидевшейся IBM. Но время показало – шаг был правильный и нынешнее положение Apple доказывает это.
Смартфоны Nokia на Windows Phone 7. Провал? Или того хуже – начало Nokia-апокалипсиса? Конечно же нет. Скорее всего, обдуманное решение финнов по использованию в своей бизнес-модели не собственной программной платформы. Решение, кстати, доказавшее свою жизнеспособность в мобильном бизнесе других компаний. Глянем на успехи HTC, Samsung, Sony Ericsson и LG, использовавших в своих самых ходовых девайсах платформу Google Android.
Можно возразить: вот именно, Android! Свободно распространяемая система, совершенствуемая Google на основе пожеланий огромного сообщества поклонников. А что такое Windows Phone 7. Скороспелый «наш ответ Чемберлену» Microsoft в сторону iOS и Android. Безусловно красивая внешне, с изюминкой, но, скорее всего, бесперспективная система. Фразы выше – голословные утверждения из серии о том, что Microsoft не делает wow-продуктов, а, благодаря своему финансовому могуществу, как Полкан из мультика про летучий корабль ничего путного не делает, а все покупает. А ведь это неправда.
Достаточно вспомнить успех консоли Xbox, финансовую победу Windows 7, чтобы понять: Nokia получает от альянса с Microsoft не просто мобильную платформу, а целую экосистему в лице магазина приложений Windows Marketplace, развитого игрового пространства Xbox Live, внушительной армии разработчиков программного обеспечения для настольной Windows и консоли Xbox. При этом в и без того неплохо развитую экосистему Nokia вольет свои достаточно раскрученные Ovi-сервисы. Microsoft от альянса с Nokia получает легион качественных мобильных девайсов и армию инженеров, готовых круглосуточно их совершенствовать. Можно загадывать разное, но с большой долей уверенности можно сказать, что Windows Phone 7 как платформа от подобных движений только выиграет, напитавшись, как программным содержанием, так и пользовательским интересом к новому Microsoft-Nokia гибриду.
И все же, почему не Android? Ведь именно на него сделало ставку большинство производителей, попробовав Windows Phone 7 и посчитав ее малоперспективной. Финская душа – потемки, но можно предположить, что Nokia не захотела, надев костюм зеленого робота, потерять свое уникальное лицо, затерявшись в легионе гуглофонов не только известных, но и крайне безвестных китайских марок. А потеря головы, как говаривал один из малышей Ля, в кэролловской Алисе – очень серьезная потеря.
Стоит запомнить этот день и волну обсуждений вокруг решения Nokia. Чтобы вернуться в нему через несколько лет и посмотреть – правильный ли стратегический курс задал финскому гиганту его рулевой? И где окажется компания: в тропическом финансовом раю или в бермудском IT-треугольнике?
© mobi.ru