Необычный шаблон для экзопланет: загадка космоса

0eeacecae06ad5eb170799a0d82d5a80_ce_800x

Команда ученых во главе с Лорен Вайс из Монреальского университета в Канаде изучила 909 экзопланет, обнаруженных космическим телескопом Кеплер в 355 системах. Выяснилось, что планеты каждой системы близки по размеру и аналогично расположены на своих орбитах по сравнению с планетами в других системах. «Мы видим, что картина повторяется снова и снова, независимо от того, вокруг какой звезды вращаются эти планеты», говорит Вайс.

Задачка, с которой справляется только 10% выпускников

В мозге нашли 11 измерений

Это не то, что ожидали ученые. Звездные системы рождаются весьма хаотично: звезды образуются из облака газа и пыли, спрессованного в раскаленный диск. Более плотные кластеры газа и пыли внутри диска со временем конденсируются в планеты, что предполагает, что между планетами и их звездой должна быть связь. Исследователи считают, что не звездная масса, а какой-то другой фактор влияет на то, как протопланетные диски в конечном итоге становятся планетами. Это могут быть общая масса диска или масса твердых частиц определенного размера внутри него, а также процессы, которые происходят с диском уже после первоначального образования планеты. Но, по словам Вайс, эти гипотезы еще предстоит проверить.

Также существует вероятность, что подобные шаблонные расположения планет — обычная случайность, возникшая из-за недостатка данных. Кеплер может обнаружить только планеты с коротким орбитальным периодом, то есть те, что заслоняли звезду в поле зрения телескопа в течение четырех лет с момента старта его миссии. К примеру, в нашей системе такими планетами являются Меркурий, Венера, Марс и Земля, и если бы Кеплер изучал нашу систему с другой точки космического пространства, то планеты-гиганты и планеты-карлики он бы просто не увидел.