Небесная катапульта: Сатурн «вышвырнул» комету из Солнечной системы

Комета A117uUD, обнаруженная системой предупреждения о воздействии астероидов ATLAS, была отправлена Сатурном в межзвездное пространство еще в 2022 году. Исследования показали, что фатальное сближение с газовым гигантам изменило орбиту кометы таким образом, что она сделалась сильно сплюснутой и эллиптической, что в итоге привело к ее выходу за пределы Солнечной системы.

Сатурн обладает огромной массой, которую можно использовать для гравитационных маневров
Сатурн обладает огромной массой, которую можно использовать для гравитационных маневров

Моделируя траекторию A117uUD, ученые выяснили, что она прямо сейчас отдаляется от Солнечной системы со скоростью порядка 10800 км/ч, что в четыре с половиной раза превышает максимальную скорость истребителя Lockheed Martin F-16.

Это уже второй раз, когда у ученых получается наблюдать выход кометы за пределы Солнечной системы после гравитационного маневра вокруг планеты. Первый такой случай был связан с кометой C/1980 E1 (Bowell), которая также была выброшена в межзвездное пространство в результате встречи с Юпитером в декабре 1980 года.

Путешествие к звездам

При первом наблюдении кометы исследователи предположили, что ее гиперболическая орбита может указывать на то, что она прибыла в Солнечную систему извне и просто пролетает ее насквозь. Тем не менее, дальнейший анализ ее траектории показал, что во всем замешан Сатурн, а сама комета сформировалась в Солнечной системе.

Быстро летящая комета

Кстати, первым межзвездным телом, обнаруженным человечеством, стал астероид 1I/Оумуамуа, название которого переводится с гавайского как «вестник издалека, прибывший первым». Когда объект был обнаружен в 2017 году, он сразу привлек внимание астрономов и общественности из-за своей необычной формы и отсутствия характерного хвоста, что сразу породило массу теорий о его искусственном происхождении.

Траектория движения Оумуамуа (2017)

Маловероятно, что A117uUD в ближайшее время встретится с какими-либо другими объектами — ее путь лежит через полупустое межзвездное пространство. Однако нельзя исключать и того, что через миллиарды лет она вновь окажется в пределах какой-нибудь (возможно, даже обитаемой) звездной системы.

А о том, как исследователи хотят реализовать технологию межзвездных перелетов, читайте в материале Hi-Tech Mail.