Навыки киберспортсменов влияют на них в реальной жизни: доказано российскими учеными

Специалисты Томского государственного университета провели уникальное исследование, которое подтвердило то, о чем раньше лишь подозревали: навыки, приобретенные в киберспорте, действительно переносятся в физическую реальность и оказывают положительное влияние на когнитивные и психофизиологические показатели человека.
В исследовании приняли участие 20 мужчин-киберспортсменов в возрасте от 18 до 25 лет с разным уровнем опыта в соревновательной деятельности — от новичков до участников с более чем двухлетним стажем. Ученые поставили перед собой цель выяснить, в какой степени виртуальный опыт влияет на параметры, важные в реальной жизни: скорость реакции, уровень стресса, устойчивость внимания, когнитивные способности и координацию движений. Для этого использовался целый комплекс методик — от восьмицветового теста Люшера до теппинг- и струп-тестов, благодаря чему специалисты смогли глубоко проанализировать динамику психофизиологических изменений в зависимости от уровня подготовки и дисциплины, в которой выступает спортсмен.

Результаты оказались впечатляющими. Опытные киберспортсмены показали высокий уровень концентрации, устойчивости к стрессу и способности к быстрому принятию решений. Струп-тест, который применяется для оценки способности мозга обрабатывать противоречивую информацию, показал: киберспортсмены лучше справляются с задачами на переключение внимания и устойчивость к помехам, что особенно важно в условиях многозадачности и информационной перегрузки, характерных как для игр, так и для реальной жизни в наше время.
Как пояснил руководитель исследования Илья Демешкин, такие результаты логичны: в виртуальных сражениях игрокам приходится принимать множество решений в доли секунды, контролировать большое количество переменных и сохранять фокус внимания на происходящем. Все эти навыки формируются в процессе тренировок и соревнований, доводятся до автоматизма, а затем естественным образом переносятся и на повседневную жизнь.
Особое внимание ученые уделили динамике изменений: после анализа данных за двухлетний период, они заметили, что с увеличением стажа в киберспорте растут и показатели работоспособности, а также снижения уровня психоэмоционального напряжения. Также специалисты обратили внимание на зависимость между жанром киберспортивной дисциплины и выраженностью тех или иных навыков — например, стратегии требовали высокой когнитивной гибкости, тогда как шутеры — скорости реакции и точности.

Исследование подтвердило, что виртуальная подготовка не только формирует игровые компетенции, но и укрепляет базовые когнитивные функции человека. Однако ученые отмечают и ограничения своей работы — в частности, то, что полностью перенести физические ощущения из цифрового мира в реальный пока что невозможно. Тем не менее, обнаруженная учеными связь открывает новые перспективы для интеграции цифровых технологий в образовательный и тренировочный процессы.
