Научный центр в средневековом замке: где живут и работают биотехнологи
Необычность начинается уже на входе. Рядом с небольшой будкой охранника стоит турникет, справа и слева от которого нет забора. Заборов, кстати, нет вообще нигде. Но никто турникет не обходит, все старательно прикладывают пропуска к считывателю: руководство строго следит за временем, которое сотрудники проводят на рабочих местах. Это одна из фишек компании «ЭФКО», которая на свои деньги построила центр.
Атмосфера средневековья
Административные здания «ЭФКО» напоминают тевтонские замки. В первом, черном, располагается правление, во втором, белом, — учебный центр, он же главный цех. За год через него проходит от 300 до 400 менеджеров: руководителей производственных подразделений, продавцов, аналитиков, HR-специалистов компания давно не нанимает, предпочитая обучать самостоятельно. Внутри замков просторно, чтоб не сказать монументально, а барельефы на стенах вызывают ассоциации с романами Пелевина. Но почему замки?
«Ну, во-первых, это красиво, символично и хорошо запоминается, — смеется исполнительный директор «ЭФКО» Сергей Иванов. — А во-вторых, в строительстве они не слишком дороги».
Людей на территории немного, но все, кого встречаем, заняты делом. Между двумя замками среди деревьев стоит большая стела из черного камня, на которой изображены два сражающихся дракона, белый и черный, причем у белого на лапах путы.
«Если у белого дракона в схватке руки окажутся свободными, он станет черным. У белого всегда руки связаны», — рассказывает Сергей. Дальше объяснять не надо: за день, проведенный в исследовательском центре, я достаточно пропитался корпоративной культурой и идеологией. Например, узнал, что веревки с точки зрения компании символизируют жесткие внутренние требования в сфере экологии: «ЭФКО» не инвестирует в технологии, разрушающие планету. И будучи первым российским производителем продовольствия, не развивает животноводство.
Изнутри замки выглядят гораздо веселее, чем снаружи: здесь много света, помещения очень просторные. Народа немного, поэтому для работы всегда можно найти уголок по душе. Внутри много символов, понятных сотрудникам и незаметных посторонним. Но если спросите, вам с удовольствием расскажут.
Центр биотехнологий
В огромном регулярном парке, где растет более 30 тыс. деревьев, прячется множество коттеджей, в которых сейчас располагаются небольшие исследовательские центры с интригующими названиями типа «Лаборатория душистых веществ» или «Центр пилотных установок». Изначально в этих домиках жили ведущие российские ученые, доктора наук в области биотехнологий, которых туда приглашали, чтобы они трудились в райских условиях. Увы, метод переселения специалистов не сработал. В компании этот урок получил название «зуб и челюсть»: ученый — «зуб», который должен быть в «челюсти», его нельзя выдергивать из научной среды. Чтобы развиваться, специалисты должны постоянно общаться с коллегами из соседних лабораторий, вращаться в академической среде, быть в курсе новых идей научной школы.
Поэтому сейчас компания финансирует ведущие лаборатории в области биотехнологий на местах, а в свой научный центр приглашает прикладных ученых, которым не интересен индекс Хирша. Молодые сотрудники живут в таунхаусах, где есть все необходимое и даже больше, в том числе картины на стенах. Для руководителей более высокого ранга построены коттеджи, напоминающие средиземноморские виллы. А временным работникам предлагается суперсовременный хостел с прекрасным видом на реку и пляж.
Но самое интересное, конечно, опытное производство и исследовательские лаборатории, спроектированные все в том же готическом стиле. Высокие потолки, современный дизайн, много растений, удобные рабочие места, простор и тишина — идеальные условия.
Я бывал во многих научных центрах, все они разные, но направление исследований, как правило, можно определить сразу. Биотехнологии вблизи вижу впервые. Невероятная чистота (как-никак работа ведется с микроорганизмами), большое количество баков и трубопроводов из пищевой нержавеющей стали, стерильные комнаты для работы с образцами — и никакого запаха. Разве что легкий аромат роз, растущих вокруг исследовательских корпусов. В одних лабораториях работают над штаммами-продуцентами, которые синтезируют нужные ферменты, в других — над получением необходимой структуры растительного мяса, в отдельном корпусе — над натуральными добавками, которые придают растительному белку вкус мяса. Таких зданий очень много, все не обойти, и постепенно появляется ощущение, что ты попал не в реальный научный центр, а в какой-то фантастический роман. Причем сюжет в нем не апокалиптический, а утопический, где все хорошо и наука работает на благо людей. Поскольку люди здесь не только трудятся, но и живут, на территории центра есть два ресторана, предлагающих блюда по символическим ценам, детский сад и школа. Детей школьного возраста у научных сотрудников немного, а требования к образованию, понятно, повышенные. Как решить проблему? Выход был найден: школа работает по программе для одаренных детей, и учат там не только членов семей сотрудников, но и ребят со всего района.
И еще интересный штрих: на двери номера небольшой гостиницы научного центра, где я остановился, не оказалось замка. На мое недоумение Сергей Иванов ответил просто: «А у нас не воруют. Никогда». Я и говорю: секта. Секта людей из какого-то приятного будущего.
Прогуливаясь по огромной территории научного центра, я неожиданно наткнулся на большую церковь, которая официально называется храмом преподобного Сергия Радонежского учебного центра «Бирюч». Двери не заперты, внутри никого, из спрятанной акустики слышно пение, а вокруг красота. Храм расписан иконописцами из легендарного Палеха под руководством художника-иконописца Ивана Лебедева. Как сказал Иван, роспись храма оставляет ощущение светлого весеннего дня. Добавлю от себя: впечатление сильное.