Насекомые-вредители «украли» ген у растений, чтобы защититься от их токсинов

Согласно новому исследованию, насекомые-вредители табачные белокрылки «украли» ген у растений и использовали его для расщепления токсинов.
Насекомые-вредители «украли» ген у растений, чтобы защититься от их токсинов

Ученые уже придумали способ подавить этот защитный механизм

Горизонтальный перенос генов — распространенный процесс среди бактерий, когда гены одного вида, например, гены устойчивости к антибиотикам, встраиваются другим. Эта способность делиться генами — одна из причин, по которой так трудно победить бактериальные инфекции. Теперь, согласно исследованию, опубликованному в Cell, подобный процесс впервые обнаружен у насекомых.

Табачные белокрылки — сельскохозяйственные вредители, представляющие особую опасность для теплиц. Они крайне малы, поэтому могут проникнуть в труднодоступные места и быстро размножиться до того, как будут обнаружены.

Ученые рассмотрели ДНК насекомых и обнаружили ген BtPMaT1, нейтрализующий токсичные соединения, которые вырабатывает растение. Для растений этот ген — противоядие от собственного яда.

В семейство белокрылок (Aleyrodidae) входит около 1500 видов, но далеко не все из них имеют ген BtPMaT1. Исследователи считают, что ген был передан около 35 миллионов лет назад, когда табачные белокрылки (Bemisia tabaci), в настоящее время обладающие этим геном, отделились от других (у которых его нет).

Ученые постарались подавить этот защитный механизм: они генетически модифицировали помидоры, чтобы те производили короткую молекулу РНК, «отключающую» ген BtPMaT1. В результате смертность табачных белокрылок, питающихся модифицированными помидорами, оказалась 100%.

Исследователи считают, что подобная модификация генома растений может в будущем защитить урожай от вредителей.