Найдена удивительная экзопланета в форме мяча для американского футбола

12.01.2022, 19:20
Команда астрономов обнаружила экзопланету в форме мяча для регби.
Василий Макаров
Найдена удивительная экзопланета в форме мяча для американского футбола

Ученые подозревают, что форма планеты вызвана интенсивными приливными силами ее родной звезды

Планета, обнаруженная в 2014 году, называется WASP-103b и находится на расстоянии около 1530 световых лет от Земли. Он вращается вокруг своей звезды менее чем за земные сутки и немного массивнее Юпитера, а также в 20 раз горячее его. Но в отличие от нашего газового гиганта, эта планета имеет продолговатую форму. Об этом исследователи рассказали в статье, опубликованной в Astronomy & Astrophysics.

«В принципе, мы ожидаем, что планета с массой в 1,5 раза больше массы Юпитера будет примерно такого же размера, поэтому WASP-103b должна быть сильно раздута из-за нагрева ее звезды и, возможно, ряда других факторов», — пояснила ведущий автор исследования Сусана Баррос, астрофизик из Университета Порту в Португалии.

WASP-103b — это планета класса «горячий Юпитер», который характеризует сходство с одноименным газовым гигантом. Это не первый горячий Юпитер странной формы: в 2019 году было обнаружено, что из похожего мира в форме футбольного мяча под названием WASP-121b происходят утечки тяжелых металлов.

Но только недавно группа астрономов тщательно изучила транзитную кривую блеска экзопланеты или то, как она блокирует часть света звезды, проходя перед ней с нашей точки зрения. Объединив данные спутника CHEOPS с данными космических телескопов «Хаббл» и «Спитцер», команда узнала больше о форме далекого мира и подтвердила, что он в изрядной степени деформирован.

Основываясь на транзитной кривой блеска WASP-103b, команда определила то, как масса распределяется по всей планете. Ученые обнаружили, что внутренняя структура небесного тела похожа на структуру Юпитера, несмотря на то, что ее радиус вдвое больше. Они также определили, что WASP-103b находится достаточно близко к своей звезде, чтобы приливные силы деформировали будущую сферу в яйцевидную форму.