Найдена первая экзопланета со стратосферой

62b1569a8995004a7d5b3462b41840ab_ce_620x

Анализ инфракрасного излучения небесных тел позволяет многое узнать об их устройстве и составе — например, о том, как устроена их атмосфера. Если верхние её слои холоднее нижних, на спектре появятся чёрные полосы — спектр поглощения, на тех длинах волн, которые теряют энергию на обогрев верхних холодных слоёв. А если температура с высотой растёт, то это отразится в эмиссионном спектре.

Звезда недалеко от Земли ведет себя очень странно

Школа XXI века: как будет выглядеть образование в ближайшем будущем

Повышение температуры с высотой говорит о наличии стратосферы. На Земле он начинается на высоте 11 км и заканчивается после 50 километра. Внизу, километра до двадцать пятого, температура составляет -56,5С, а в верхней половине стратосферы Солнце разогревает её до +0,8 °С. Такие переходы от горячего к холодному встречаются и в других слоях атмосферы, причём не только земной — то же самое есть, например, на Юпитере. А вот о существовании стратосфер у экзопланет до сих пор оставалось только догадываться; некоторые подозрения на этот счёт давали полученные ранее спектры той же WASP-121b, но ясности не было до тех пор, пока астрономы не направили на неё широкоугольную камеру «Хаббла» WFC3.

Направив инфракрасные телескопы на газовый гигант WASP-121b, который вращается вокруг звезды WASP-121, и, прочитав его спектры, пришли к выводу о том, что у этой далёкой планеты тоже есть стратосфера, причём перепад температур на разных её участках гораздо больше, чем на земле — 2500 градусов. Такой сильный разогрев стратосферы может говорить о том, что на WASP-121b, как и на Земле, есть слой атмосферы, задерживающий часть излучения звезду. На нашей планете эту роль выполняет озон, а на WASP-121b — оксиды ванадия и титана (они же — популярные компоненты солнцезащитных средств), считают авторы исследования, опубликованного в журнале Nature.