Московские задачи: как хакатонщики создают для столицы новые сервисы

15.12.2022, 16:53
Ежегодный конкурс по созданию цифровых сервисов для Москвы «Лидеры цифровой трансформации» завершился двухдневным финалом. На нём собрались несколько тысяч участников. Они разрабатывали цифровые решения для города по запросам десяти столичных департаментов. В этом году призовой фонд составил 20 миллионов рублей: первому месту вручили один миллион, второму и третьему 600 и 400 тысяч рублей соответственно. Помимо денежной награды, команды получили возможность пилотировать свои разработки в столице. Если тестирование пройдет успешно, их внедрят в городскую инфраструктуру. Какие инновационные решения стали победителями хакатона в этом году и в будущем могут стать повседневностью москвичей, — читайте в нашем материале.
Московские задачи: как хакатонщики создают для столицы новые сервисы

Самый масштабный хакатон России с призовым фондом 20 миллионов рублей 

Конкурс «Лидеры цифровой трансформации» с 2019 года организовывает столичный Департамент предпринимательства и инновационного развития, оператор проекта — Агентство инноваций Москвы. В этом году его специалисты получили 4408 заявок на участие от желающих из 70 регионов России и 30 стран мира,  включая Китай, Индонезию, Казахстан, Австралию, Норвегию, Таиланд, Канаду и Кипр. Эта статистика подтверждает статус хакатона «Лидеры цифровой трансформации» как самого масштабного в России. По этой причине и был увеличен призовой фонд — с 10 до 20 миллионов рублей — и введены 2-е и 3-е места. 

Традиционно среди зарегистрировавшихся есть те, кто пришел в составе команды, и те, кто только ищет себе коллектив. Им в этом помогали модераторы: они распределили участников на 471 команду. Разработка проходила в онлайн-формате и длилась 14 дней. В итоге команды предложили 222 решения, а жюри в течение 5 дней отбирали лучшие из них к питч-сессиям. Впервые с момента создания конкурса в 2019 году в финал прошли 100 команд. Их и пригласили в Москву на двухдневный фестиваль в Цифровое деловое пространство. 

«Четыре года мы объединяем талантливых специалистов из разных уголков России. За это время в конкурсе приняли участие более 15 тысяч человек. Некоторые из них, познакомившись на хакатоне, позже становились бизнес-партнерами. Вместе мы создали более 40 стартапов, запустили свыше 20 пилотных тестирований, среди которых 15 получили положительные заключения и были внедрены в город. Следующий год — юбилейный для проекта, поэтому мы планируем повысить планку и увеличить масштаб, географию конкурса»,  — рассказал руководитель направления развития цифровых сервисов Агентства инноваций Москвы и создатель конкурса Максим Власов.

Вопреки устоявшемуся стереотипу об участии в хакатонах исключительно разработчиков, организаторы привлекают к участию дизайнеров, проджект-менеджеров, деврелов и тех, кто помогает командам с презентацией и продвижением своих идей. 

Интерактивная платформа для доработки идей и поиска бизнес-партнеров 

К хакатону столичные ведомства подготовили для конкурсантов 10 практических задач на выбор. Среди них: сервисы для расчета рыночной стоимости жилой недвижимости, выявления перспективных производственных ниш на основе таможенной статистики, а также платформа для мониторинга состояния заявок в сфере ЖКХ с использованием алгоритмов машинного обучения. Как показал внутренний опрос участников, именно возможность быть полезными обществу и сделать что-то значимое, масштабное мотивирует их в соревновании. 

Одной из самых популярных задач среди конкурсантов стала разработка интерактивной платформы для начинающих предпринимателей. Ее предложил городской Департамент предпринимательства и инновационного развития совместно с Агентством инноваций Москвы. За создание цифровой площадки, где бизнесмены могли бы делиться друг с другом идеями и находить партнеров для открытия стартапов, взялись сразу 72 команды, но победила и получила миллион рублей команда «Все_началось_с_евы». 

«После победы мы планируем доработать сервис, хотим добавить чаты, функцию приглашения в команду и базовые социальные элементы необходимые для реализации успешных бизнес-проектов. Сейчас платформа умеет регистрировать пользователей, создавать проекты, есть рекомендательная система. Доработаем и будем пилотировать», — Роман Абрамов, представитель команды «Все началось с Евы». 

Цифровизация для комфорта горожан: индивидуальный прогулочный маршрут по ВДНХ и постаматы в подъездах домов

Еще одним магнитом для любителей решать творческие задачи стала разработка интерактивной карты ВДНХ с персонализированными прогулочными маршрутами. Территория комплекса — это 325 гектаров земли с историческими павильонами, объектами культурного наследия, прудами, парками, аллеями и скульптурами. За один раз обойти всё сложно, поэтому и появился запрос на сервис по созданию индивидуальных маршрутов. 

Потребности ВДНХ, как выяснилось, лучше всего чувствуют москвичи из команды «LetSquad», создавшие оригинальное приложение для навигации посетителей. Важным элементом их разработки стала тепловая карта, которая отражает транспортную и пешеходную загруженность комплекса с уточнением по дням и времени суток. Таким образом, в режиме реального времени пользователь видит, в каком павильоне нет очередей и может корректировать свой маршрут. 

Одной из задач стала разработка электронного сервиса для проекта «Московский постамат». Решить ее участникам предложил столичный Департамент предпринимательства и инновационного развития. Постаматы нужны для бесконтактной доставки посылок из магазинов и маркетплейсов. Цифровой сервис должен автоматически подбирать самые подходящие места для их размещения в городе. 

«Наша команда из университета «Иннополис» собралась специально к хакатону, до него мы вместе не работали. Мы нашли общий язык, распределили роли, погрузились в специфику логистической проблематики товаров и услуг московской цифровой экосистемы. Мы пробовали решить задачу по разработке рекомендательного сервиса для определения оптимальных мест размещения постаматов специально для проекта «Московский постамат». К сожалению, нам не удалось победить, но мы поняли принцип и метод, а спрос на рекомендательные сервисы сегодня очень высок. Этот опыт будет нашим преимуществом в следующем хакатоне»,  — поделился Ахейм Буабид, участник интернациональный команды L«internationale из Туниса, Египта и России. 

Победителями в этой задаче стала команда из двух человек под названием «old school». «Мы участвовали в конкурсе прошлого года и взяли второе место. Нам подарили промокод на обучение, мы его прошли, вернулись и победили», — сообщил проджект-менеджер команды Михаил Гарбузенко. 

«Лидеры цифровой трансформации» — одна из программ Агентства инноваций Москвы по развитию цифровых разработок и стартапов. Его проекты уже 10 лет помогают технологическим компаниям развиваться, тестировать и внедрять свои продукты, привлекать инвестиции и находить крупных заказчиков. Даже если у вас еще нет готового продукта, только идея, вы можете найти единомышленников и получить ценный опыт разработки в серии хакатонов и образовательных мероприятий Агентства. 

©  Популярная Механика