«Мой ремонт» — приложение для контроля над выполнением ремонта

Сегодня в рубрике «Стартапы» — приложение «Мой ремонт», разработанное командой платформы для благоустройства жилья Radme. Приложение позволяет следить за выполнением ремонта: общаться с архитекторами и строителями, получать уведомления о статусе работ и проверять завершенные этапы. Передаем микрофон.

Задумка

Меня зовут Сергей Азбаров, я основатель проекта «Мой ремонт». Идея приложения появилась чуть больше года назад, когда наша платформа стала ежемесячно генерировать около 50 заказов на ремонт. Работы по благоустройству растягиваются на несколько месяцев, и в это время заказчикам не хватает подсказок и поддержки от третьей независимой стороны. Таким арбитром и стали наши сотрудники, раз за разом отвечая на многочисленные «а почему», «а как», «а что дальше».

Команда обратила внимание на схожесть вопросов и тематики из заказа в заказ. Мы структурировали вопросы и стали после ремонта интервьюировать бывших заказчиков. Хотели использовать контент для наполнения «Советов», и в итоге получились статьи — магниты для новых посетителей.

Мы исследовали существующие решения для управления строительными задачами и были удивлены, не обнаружив ни одного адекватного тематического диспетчера ремонтных работ. Получается, множество сайтов и сервисов подтолкнут посетителя к ремонту, помогут найти исполнителей и купить материалы, но будут совершенно бесполезны во время ремонта. С другой стороны, интервью убедили нас, что заказчикам важны знания об этапах благоустройства и о специфике задач, из которых они состоят.

Такие знания помогают прогнозировать сроки ремонта и необходимые для него ресурсы, а также шаг за шагом контролировать количество и качество выполненных работ. Даже при наличии любезного архитектора и доброжелательного прораба мало кто из заказчиков готов законспектировать более сотни разноплановых заданий, тем более что непонятно, когда конкретно их надо проверять.

Как ни странно, архитекторам и прорабам тоже не хватало инструментов для коммуникации с заказчиками. Не до каждого клиента можно донести, как важно проверить и принять этап работ «здесь и сейчас», чтобы не было простоев по следующим этапам. Не всегда заказчик помнит, что уже согласовывал какие-то задачи. Пока ремонт идет гладко, заказчики чаще всего не обращают внимание на формальности, но в случае малейших проблем агрессивно обвиняют в собственной неинформированности исполнителей.

Некоторые специалисты используют менеджеры задач вроде «Мегаплан» и Basecamp, но без учета строительной специфики они не избавляют от транзакционных издержек, а клиенты не всегда готовы погружаться в новую рабочую среду.

Разработка

Мы старались сделать приложение понятным, современным, стабильным и удобным даже без постоянного подключения к интернету: на стройплощадке он не всегда есть. Решать задачи приходилось в условиях стартапа: время и ресурсы ограничены, а все силы направлены на преодоление главной «боли» пользователя. Мы изучили разные сценарии взаимодействия с приложением, но в первый релиз отобрали наиболее понятные и ожидаемо востребованные.

Разработка велась по методологии Agile с регулярными конференциями и выпуском билдов по итогам недельной итерации. Задействованы были два мобильных и один серверный разработчики, проектировщик UI и руководитель проекта. В процессе спринты каждого из разработчиков и проектировщика разъехались естественным образом — на самом деле нужно было это сделать искусственно на старте.

За две недели до релиза выпустили публичную бета-версию для функционального тестирования среди постоянных строителей и архитекторов Radme и текущих заказчиков. Выявленные баги и проблемы с UX вносили в спринт и оперативно исправляли, чтобы удерживаться в границе дедлайна. Сложные функциональные блоки, не готовые к полноценной работе пользователей, пришлось дробить до отдельных законченных элементов или закомментировать полностью.

К сожалению, мы отказались от приветственных экранов с коротким объяснением про возможности приложения. Это негативно отразилось на отзывах пользователей и оценках в Google Play, поэтому добавим их в ближайшем обновлении.

Мы использовали привычные инструменты: Bitbucket, «Планфикс», Zeplin, для коммуникации — Slack в связке со Skype. Программные метрики: 14 465 строк кода, 394 коммита в Git, 3,4% багов на 1000 строк кода, 47% покрытия кода тестами.

Монетизация

Выбирая модель монетизации, мы учитывали особенности аудитории, финансовые возможности платящих клиентов, специфику и цикличность ремонтов, наши расходные статьи на привлечение пользователей, вероятный процент платящих и потребность в продажах.

Добавление нового объекта ремонта в приложении платное, и в первом релизе мы выпустились с самым дорогим тарифом. В дальнейшем представим тарифную линейку с более доступными предложениями и выгодными пакетами для профессиональных пользователей, например архитектурных и строительных компаний.

Итоговая стоимость получилась в результате гибридных исследований. Мы обращали внимание в том числе на бизнес-модели и стоимость схожих инструментов из других сфер, выявляли коммерческие особенности и различия с нашим приложением — получили набор гипотез, с которыми шли к пользователям.

Эксперимент со стоимостью будет продолжен, у нас есть гипотезы, требующие проверки, но в целом мы исходим из того, что удачно подобранная тарифная сетка сильнее прочих факторов влияет на конверсию в продажи и размер среднего чека.

Что получилось

Мы создали «Мой ремонт» в качестве простого и функционального менеджера строительных задач. Настройка приложения для работы с конкретным объектом занимает считанные минуты. Пользователю необходимо добавить контакты участников ремонта и вычеркнуть ненужные работы из списка. По мере выполнения заданий заказчик получает SMS-уведомления о готовности и коды подтверждения для принятия работ.

Можно не переживать из-за невнимательности мастеров и не бояться, что работы пущены на самотек. Исполнитель не сможет скрыть от внимания заказчика важные этапы благоустройства. Все данные по ремонту выводятся на панели управления. Исполнители тоже получают плюсы: сдавать готовые работы станет проще, а значит, будет меньше простоев по вине клиента, и оказанные услуги оплатят быстрее.

Заказчик и исполнитель часто договариваются о поэтапной оплате ремонта по факту выполнения работ. Если раньше эта договоренность была весьма условной даже при формальном наличии в контракте, то теперь ее будет проще контролировать: все ходы записаны.

Приложение представлено в Google Play, скачать и установить его можно бесплатно. Добавление нового объекта стоит 749 рублей, его может оплатить как заказчик ремонта, так и любой из исполнителей. Команда продолжит работу над функциональностью приложения, тарифами, языковыми версиями и платформами, на которых оно сможет работать.

Российская аудитория приложения, по нашим прогнозам, может составить несколько миллионов пользователей в год. Это обусловленно изношенным состоянием жилого фонда и экономической целесообразностью нанимать рабочих, а не делать ремонт своими руками. В регионах мастеров нанимают около 30% всех домовладельцев, а в московском регионе это более 60% от числа всех ремонтов. Как правило, заказчики ремонта — это работающие и социально активные люди, которые ежедневно используют смартфон и интернет для рутинных задач.

«Мой ремонт» займет свое место в пользовательском сценарии платформы Radme: оценка бюджета, поиск исполнителя, контроль процесса работ. Полученные из приложения данные помогут улучшить алгоритм рейтинга исполнителей — дополнить его объективными фактами по работе подрядчика с конкретными объектами, а с развитием функциональности позволят проверить наши гипотезы по дальнейшей стратегии. Приложение не привязано жестко к платформе, поэтому мы рассчитываем на расширение его аудитории.

Мы переживаем, что первая версия может кому-то не понравиться, чутко относимся к отзывам и пожеланиям пользователей, но считаем, что было бы предосудительно сдерживать распространение технологии из-за опасений критики. Для нас во много раз важнее осознавать, что огромный пласт проблем с благоустройством жилья может навсегда уйти в прошлое.

Комментарий представителя ФРИИ

d91c1d66677566.jpgСергей Негодяевуправляющий инвестиционным портфелем ФРИИ

Ежегодно сдаются миллионы квадратных метров офисов и жилья, а им требуется ремонт. Ремонтом у нас в стране занимаются тысячи больших и малых компаний. Объем строительного и ремонтного рынка в денежном выражении просто гигантский. Вопрос в том, насколько платежеспособен сегмент, в который целится проект.

По сути, ребята говорят про специализированный таск-лист и диаграмму Ганта для ремонта.

От чего зависит перспективность выбранного сегмента:

  • от количества потенциальных клиентов;
  • от наличия денег у пользователей;
  • от остроты проблемы пользователей;
  • от использования современных информационных технологий в выбранном сегменте.

Крупные строительные компании точно используют системы планирования, но вряд ли это простые системы на базе мобильных приложений. Скорее всего, это решения, интегрированные с системами управления ресурсами предприятия. Если это так, то ребятам будет очень тяжело конкурировать с SAP и »1С».

С маленькими ремонтниками-строителями, которые работают в эконом-сегменте, ситуация ровно противоположная. Там экономят на всем: на рабочей силе, на строительных материалах. В качестве метода управления и планирования используют тетрадку с записями и в лучшем случае редактор таблиц типа Excel или его аналогов. Тут люди часто делают ремонт своими силами.

Остается средний сегмент. Это заказчики, которые не работают по принципу максимальной дешевизны и привлекают дизайнеров и архитекторов, а те, в свою очередь, рекомендуют хорошо зарекомендовавшие себя бригады. Он не такой консервативный и готов идти навстречу клиенту, чтобы отвечать его требованиям. К сожалению, этот сегмент не такой уж и большой — я бы оценил его в 10% всех клиентов.

За 2016 год ожидается сдача 76,2 млн квадратных метров, что можно приравнять к 2 млн квартир. 10% от этих квартир — 200 тысяч штук. Предположим, что каждый ремонт делается отдельной ремонтной компанией. Это максимум, в который мы можем целиться. Предположим, что каждый потенциальный пользователь оплатит только по одному объекту в год и получим, что объем платежеспособного спроса составляет порядка 150 млн рублей.

Важным фактором будет стоимость привлечения пользователя: если она будет выше 769 рублей за объект и не будет повторных покупок, то у бизнеса будут большие проблемы.

Есть подозрение, что целевой рынок у проекта не очень большой и очень консервативный, а это скорее минус, чем плюс. С технологической точки зрения проект довольно простой и его легко скопировать, что также минус.

В процессе принятия решения огромную роль играет команда: плохая команда может завалить отличный проект, а хорошая команда — сделать плохой проект успешным.

Как я уже говорил ранее, строительный рынок — очень специфический рынок. Очень привлекает то, что рынок большой, но смущает его консервативность. Я бы глубже разобрался в маркетинговых компетенциях команды. Если она умеет эффективно привлекать и удерживать пользователей, а также собирать с них деньги — это хороший повод рискнуть небольшими деньгами и увеличивать уровень риска при достижении заранее согласованных показателей.

©  vc.ru