Модный приговор по-генуэзски: как полиция моды следила за внешним видом граждан
Сегодня мы узнаем, что и как надо и не надо надевать и носить, из социальных сетей, сарафанного радио и телепрограммы «Модный приговор». А в большинстве европейских городов XVI-XVII веков, в буквальном смысле свирепствовала «полиция моды». Местные законы жестко диктовали, что можно и чего нельзя носить представителям различных групп населения. Это касалось как размера и формы золотых пуговиц и цвета дефицитного китайского шелка у аристократов, так и (правда, в меньшей степени) «формы одежды» представителей низших сословий.
«Вы можете носить шелк, но только определенного цвета — черный, белый, желтый, зеленый, темно-синий, красный, фиолетовый или желто-коричневый», — цитирует искусствовед Анна Хоуи текст «закона о роскоши», принятого в Генуе в конце XVI века. «Вы имеете право надеть вещи из шерсти любого цвета, какой бывает у шелка, а также из шерсти бежевой, белой, розовой и цвета китайского фарфора (молочный или сливочный — прим. ред.). Вы вправе носить бархат, но только в том случае, если на нем нет узоров. Многословие описания не всегда позволяет толком понять, что же запрещено!».
В новом исследовании Хоуи, доцент кафедры истории искусства и визуальных исследований в Колледже искусств и наук, указывает на то, что законы о роскоши в Генуе раннего Возрождения, были разработаны для «контроля ношения роскошной одежды и недопущения общественного недовольства, которое такое ношение могло спровоцировать».
Исследование «Законы о роскоши, гендер и повседневная одежда в Генуе раннего Возрождения» было опубликовано в журнале Historical Journal.
«Законы ограничивали женщин гораздо больше, чем мужчин. Их можно рассматривать как элемент дискриминации женщин, для которых наряды были важным и практически единственным средством самовыражения. В те времена они были молчаливым полом», — констатирует автор.
По словам Хоуи, в Генуе, большом портовом городе и важном торговом центре Средневековья и Модерна, законы о роскоши были уникальны для своего времени. В других городах власти в нормативных актах делили подопечных по сословию, месту рождения и другим социальным признакам. Власти Генуи делили население только на мужчин и женщин. Поэтому именно Геную можно считать образцом для изучения того, как общество воспринимало и формировало восприятие гендерных различий, не касавшихся лишь первичных и вторичных половых признаков.
Анна Хоуи изучила журнал регистрации нарушений законов о роскоши в Генуе за 1598 год. В более чем 200 записях ревнители скромности в одежде подробно описывали, как различные граждане нарушали действующее законодательство.
В одной из записей сообщается, что дочь аристократки была остановлена на площади Сан-Лоренцо за то, что была одета в шелковую унгареску (жакет с рукавами) цвета шелковицы тутового дерева). На Пьяцца ди Понтичелло был замечен дворянин, «одетый в богато расшитый камзол из тафты и бриджи». Мужчин и женщин задерживали за открытое ношение украшений из золота. Большинство правонарушителей принадлежали к благородному сословию.
По мнению автора, власти города стремились ограничить показное богатство, но в большей степени это касалось женщин, чем мужчин. В то время краски для волос были сложны в изготовлении и, следовательно, дороги. Показное окрашивание волос, как и ношение драгоценностей, говорило о расточительности и требовало общественного порицания.
«Чрезмерная показная роскошь рассматривалась почти как смертный грех — ненасытное стремление к материальным благам. Считалось, что женщины легче поддаются соблазну роскоши из-за более субтильного телосложения, неспособности бороться с искушениями», — поясняет Хоуи, добавив, что правила для мужчин не занимают и страницы, а регламентов и рестрикций для женщин в три раза больше.
Автор считает, что несмотря на окончание мрачной эпохи Средневековья, в Генуе продолжало господствовать ненавистническое клерикальное восприятие женщин и женской природы. Авторы законов о роскоши стремились держать женщин под неусыпным контролем.
В настоящее время Анна Хоуи пишет книгу, в которой рассказывает о способах самовыражения генуэзских женщин с помощью моды и портретной живописи.
В Генуе люди, которые составляли законы, и те, кто рисковал выйти за границы дозволенного, принадлежали к одной и той же социальной группе, насчитывающей около 1000 представителей правящей знати.
Автор замечает, что за истекшие 500 лет наши представления о моде и роскоши кардинально изменились, но в сознании до сих пор есть отголоски старинных строгостей.
«У меня есть друзья в корпоративном мире», — иронизирует автор исследования. «Их часы или сумочка не могут стоить дороже, чем часы или сумочка их босса, потому что это будет нарушением служебной этики. Негласные формы социального контроля очень живучи, и с этим сложно что-то поделать».
Недавно ученые выяснили, что прихорашиваться полезно — это делает нас добрее.