Микропластики помогли супербактериям делиться опасными генами

Исследователи показали, что микропластики из сточных вод могут влиять на передачу генов устойчивости к антибиотикам между супербактериями.
Микропластики помогли супербактериям делиться опасными генами

Микрочастицы пластика присутствуют во всех природных средах и даже в нас самих. Теперь биологи показали, что эти частицы могут способствовать распространению устойчивости к антибиотикам у супербактерий

Частицы микропластиков ученые обнаруживают по всему земному шару — от арктических снегов до антарктических морских льдов, от дна глубоких океанских впадин до вершины Эвереста. Все больше исследований показывают, что эти частицы перемещаются вверх по пищевой цепочке — от насекомых и планктона к птицам,  рыбам,  тюленям,  черепахам и людям. Эффекты накопления микропластика в тканях человека на здоровье остаются не до конца известными.

Новое исследование показало еще одну проблему, в которую эти частицы могут вносить свой вклад. Микропластик в городских очистных сооружениях, по-видимому, создает идеальную среду для супербактерий, которые хорошо растут в ней и обмениваются генами лекарственной устойчивости. По словам исследователей,  очистные сооружения являются «горячими точками», в которых накапливаются различные химические вещества, устойчивые к антибиотикам бактерии и патогены. Микропластики могут служить их носителями, помогая супербактериям обмениваться генами в популяции.

Авторы собрали образцы с трех станций очистки сточных вод в Нью–Джерси и ввели в некоторые из них два типа микропластиков — полиэтилен и полистирол. В контрольные образцы ученые добавляли песок. Затем они отслеживали, какие виды бактерий росли в каждой среде, а также изменения в их геноме. Оказалось,  что восемь видов бактерий способны связываться с частицами микропластика гораздо лучше, чем с песком.

Всего через три дня авторы обнаружили, что три специфических гена, называемых sul1, sul2 и intl1, которые связаны с устойчивостью к антибиотикам, встречаются в среде с микропластиками в 30 раз чаще, чем в среде с песком. Добавление дополнительных антибиотиков в образцы увеличило количество этих генов устойчивости в 4,5 раза. Теперь ученые планируют выяснить, насколько хорошо проникают эти микропластики с бактериями в окружающую среду.

Исследование опубликовано в Journal of Hazardous Materials Letters.