Место имеет значение: ученые доказали, что обстановка влияет на успех флирта

Оказалось, что восприятие романтической инициативы напрямую зависит от социального контекста — то есть от того, насколько кажется уместным само место, где происходит попытка завязать отношения. Причем этот фактор может перевешивать многие другие переменные, важность которых не вызывает сомнений: внешнюю привлекательность инициатора, степень знакомства объекта флирта с ним и то, насколько прямо инициатор выражает свою заинтересованность в сближении.
Авторы работы Кэти Н. Адамс и Омри Гиллат провели серию из пяти исследований, в которых приняли участие более тысячи человек. Сначала ученые попросили добровольцев назвать места, где, по их мнению, уместно или неуместно начинать романтическое знакомство. Ответы варьировались от вполне предсказуемых, среди которых, например, упоминались бары или приложения для знакомств, до неожиданных, например, магазинов и общественного транспорта. На основе этих ответов специалисты выделили 48 различных локаций, которым затем присвоили степень «социальной уместности» — от высокой до низкой.

На следующем этапе работы участники оценивали вероятность того, что они примут романтическое предложение, исходя из различных сценариев, в которых варьировали три ключевых параметра: привлекательность инициатора, степень его знакомства с «объектом» и прямота предложения. При этом все сценарии происходили в разных местах — от баров до рабочих мест и даже похорон. Результаты оказались удивительно однозначными: чем более уместным считалось место, тем выше была вероятность положительной реакции на инициативу, причем независимо от других факторов.
Например, даже если инициатор был описан как привлекательный, его успех резко снижался, если флирт предполагался в «неподходящих» для этого местах — например, в поликлинике или на похоронах. То же касалось и предложений от знакомых: в неподобающей обстановке даже симпатия к инициатору не компенсировала неловкость момента. Особенно чувствительны к контексту оказались женщины, причем чувствительность возрастала в случае прямолинейных приглашений — например, «зайти домой». Мужчины также были склонны оценивать флирт в «неуместных» условиях менее благосклонно, однако особенно ярко половые различия проявлялись в случаях сексуально окрашенных сценариев, когда попытки сблизиться были явными и недвусмысленными.

Таким образом, исследование показывает: люди ориентируются не только на личные качества и мотивы собеседника, но и на «социальный сигнал» самого пространства. Попытка познакомиться в баре или на вечеринке может быть воспринята как уместная и даже ожидаемая, тогда как точно такая же фраза, сказанная тем же человеком, но в очереди в аптеке, вызовет дискомфорт и отторжение. Обстановка выступает фильтром, через который мы оцениваем уместность поведения других людей, и, следовательно, при изучении межличностных взаимодействий ее никак нельзя игнорировать.
Безусловно, это исследование имело ограничения — в частности, его участники лишь мысленно моделировали гипотетические ситуации, а не сталкивались с ними в реальности, — его выводы могут стать основанием для дальнейших работ. Возможно, будущие эксперименты включат в себя реалистичные имитации с помощью виртуальной реальности или анализ реальных ситуаций, связанных с взаимодействиями в разных пространствах. Одно ясно уже сейчас: когда речь заходит о флирте или приглашении на свидание, место оказывается не менее важным, чем слова или внешний вид.
